Независимая

Оценка

Качества

Образования

Версия для
слабовидящих

Кафедра теории музыки

В год открытия ВГИИ (1971) была создана кафедра теории и истории музыки, сразу ставшая стержнем музыкального образования в вузе. Соответственно названию, она включала два отделения, которые после ее разделения в 2007 году были преобразованы в самостоятельные кафедры. Первым заведующим объединенной кафедрой был видный композитор М.А. Зайчиков – выпускник нижегородской консерватории по классу московского профессора И.В. Способина (теория музыки) и А.А. Нестерова (композиция). С 1978 по 1981 годы кафедру возглавлял авторитетный музыковед Г.И. Лапчинский – представитель школы ленинградского ученого М.С. Друскина, а руководство отделением теории музыки осуществлял  Е.Б. Трембовельский – воспитанник легендарного профессора И.И. Дубовского. С 1981 года Трембовельский стал заведовать объединенной кафедрой, а с 2007 года по настоящее время – кафедрой теории музыки.

В настоящее время эта кафедра – одна из наиболее авторитетных в стране. Ее члены – доктора  и кандидаты наук – разработали и издали современные учебные пособия и программы, монографии и сборники статей. По ряду научных отраслей она занимает лидирующие позиции. Так профессор В.Э. Девуцкий известен новаторскими разработками теории музыкальной фразировки и драматургии, точных методов анализа произведений, учебником «Стилистический курс гармонии» и Пособием по хоровому сольфеджио. Принципиальны и новы достижения профессора Е.Б.Трембовельского в вопросах методологии музыкознания, национального симфонизма, мышления Мусоргского, феномена «произведение», взаимодействия композиторского и народного творчества, столичных и периферийных культур, классификации типов полиладовости, музыкальной фактуры и ладового развития. Профессором Л.Л. Крупиной получены высокие результаты по темам формообразования в музыке Средневековья, Возрождения и Барокко, эволюции фуги, полифонического голосоведения в разных, в том числе современных стилях. Свежей постановкой вопросов сонатного формообразования, тематического становления и модального сольфеджио отмечены труды доцента Н.В. Белянской. С научным осмыслением сложнейших проблем музыкальной критики как феномена культуры связаны достижения известного публициста, доцента А.В.Украинской, приступившей также к изучению музыкального наследия принца Георгия Ольденбургского. Ярко заявила о себе и доцент Н.В. Девуцкая, уверенно вошедшая в научное сообщество с инициированными ею новыми аналитическими подходами к сочинениям  авангарда ХХ столетия (Веберна и Булеза), опусам романтиков и Шостаковича. Молодой преподаватель И.Г. Разинкова продолжает исследовать музыку С. Рахманинова, а работавшая до недавнего времени на кафедре Т.В. Новикова снискала репутацию тонкого аналитика современной музыки, вскрывающего даже в самых, казалось бы, «непонятных» композициях глубокие корни традиции.

Кафедра осуществляет подготовку по уровню бакалавриата, специалитета и аспирантуры, выпускники которой защитили и подготовили к защите ряд диссертаций. Ведется обучение студентов по всем музыкально-теоретическим дисциплинам общепрофессионального и профессионального (для музыковедов) циклов. Читаются также и авторские курсы «Актуальные проблемы теоретического музыкознания», «Основы композиции», «Музыкальная драматургия», «Современная нотация». Бывшие воспитанники кафедры работают преподавателями, лекторами, обозревателями и редакторами, занимают руководящие должности в учебных и концертных заведениях. Некоторые имеют почетные, ученые и лауреатские звания: НН Михайлова – заслуженный учитель России, В.В. Головина – заслуженный работник культуры, член Союза композиторов РФ, Т.Н. Филаретова - лауреат международного конкурса.

На кафедре сохраняются высокие профессиональные и  культурные традиции. В их числе – творческие встречи с крупными музыкантами – композиторами и музыковедами: Э.В. Денисовым, Ю.Г. Коном, Ю.А. Фортунатовым, Ю.С. Коревым, О.В. Соколовым, М.Г. Коллонтаем, В.А. Екимовским, М.А. Этингером, А.Н. Мясоедовым, Т.В. Цареградской, В.Н. Холоповой, В.Г. Тарнопольским и многими другими. Практикуются и выступления самих членов кафедры с лекциями и мастер-классами в своем коллективе и других учебных заведениях страны. Давней традицией кафедры стало также проведение научных и учебно-практических конференций. Первая из них «Роль музыкально-теоретического образования в воспитании музыканта» состоялась в 1978 году.  В последующие годы проведено несколько «Дней музыковеда» и научных форумов: «Проявления контраста в музыке», «Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования», «Научные концепции Ю.Н.Холопова в свете современного музыкознания», «Композитор и фольклор», «Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов», «Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования». Материалы некоторых конференций опубликованы в подготовленных кафедрой сборниках статей.          Для будущих абитуриентов страны кафедра (совместно с кафедрой истории музыки) организовала и провела более полутора десятков Олимпиад, призванных поднять престиж музыкально-теоретического образования и повысить его уровень.

 

 

 

Трембовельский Евгений Борисович

Заведующий кафедрой, профессор

Заслуженный деятель искусств РФ, Секретарь союза композиторов России, почетный председатель воронежской композиторской организации, член союза театральных деятелей РФ

Ученое звание – Профессор

Ученая степень – Доктор искусствоведения

Перечень преподаваемых дисциплин: Гармония (спецкурс и общий курс), введение в специальность, спецкласс, актуальные проблемы современного искусствознания.

Направление специальности по диплому – Музыковедение

Общий стаж работы – 53 

Стаж работы в вузе – 51 

Девуцкий Владислав Эдуардович

Профессор

Член Союза композиторов России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Ученое звание – Профессор

Ученая степень – Доктор искусствоведения

Перечень преподаваемых дисциплин: сольфеджио, гармония, музыкальная форма, музыкальная акустика, спецкласс.

Направление специальности по диплому – Музыковедение

Общий стаж работы – 43

Стаж работы в вузе – 38

ул. Генерала Лизюкова, 42

pdf Девуцкий Владислав Эдуардович

Крупина Лариса Леонидовна

Профессор

Ученое звание – Доцент

Ученая степень – Кандидат искусствоведения 

Перечень преподаваемых дисциплин: анализ музыкальных произведений, полифония, музыкально-теоретические системы, специальный класс, научное руководство диссертационными работами.

Направление специальности по диплому – Музыковедение

Общий стаж работы – 42

Стаж работы в вузе – 35

ул. Генерала Лизюкова, 42

pdf Крупина Лариса Леонидовна

Белянская Нина Вадимовна

Доцент

Ученое звание – Доцент

Ученая степень – Кандидат искусствоведения 

Перечень преподаваемых дисциплин: анализ музыкальных произведений (музыкальная форма),  полифония, сольфеджио, методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, спецкласс.

Направление специальности по диплому – Музыковедение

Общий стаж работы – 41 

Стаж работы в вузе – 36 

 

 

 

ул. Генерала Лизюкова, 42

pdf Белянская Нина Вадимовна

Девуцкая Наталья Владимировна

Доцент

Ученое звание – Доцент

Ученая степень – Кандидат искусствоведения 

Перечень преподаваемых дисциплин: сольфеджио, полифония, анализ музыкальных произведений, теория современной композиции, современная нотация.

Направление специальности по диплому – Музыковедение

Общий стаж работы – 16 лет

Стаж работы в вузе – 10 лет

ул. Генерала Лизюкова, 42

pdf Девуцкая Наталья Владимировна

Украинская Анна Вадимовна

Доцент

Член Союза композиторов России

Ученое звание – Доцент

Ученая степень – Кандидат искусствоведения 

Перечень преподаваемых дисциплин: сольфеджио, гармония, основы музыкальной критики, анализ музыкальных произведений, спецкласс.

Направление специальности по диплому – Музыковедение

Общий стаж работы – 30

Стаж работы в вузе – 

ул. Генерала Лизюкова, 42

pdf Украинская Анна Вадимовна
Подождите...