Независимая

Оценка

Качества

Образования

Версия для
слабовидящих

  • Главная
  • События
  • Михаил Швецов: «Горжусь тем, что являюсь частью творческого, педагогического процесса института искусств»

Михаил Швецов: «Горжусь тем, что являюсь частью творческого, педагогического процесса института искусств»

Все события
Михаил Швецов: «Горжусь тем, что являюсь частью творческого, педагогического процесса института искусств»

 

Михаил Швецов: «Горжусь тем, что являюсь частью творческого, педагогического процесса института искусств»

  • Текст:Юрий Данилов
  • Фото:Юрий Данилов, архив

В этом году почти одновременно юбилеи отмечают Воронежский государственный институт искусств и заведующий кафедрой оркестровых народных инструментов ВГИИ Михаил Швецов. Институту исполняется 50. Михаил Фёдорович только что закончил принимать поздравления с 70-летием.

Профессор, заслуженный артист РСФСР, лауреат Всероссийского конкурса М.Ф. Швецов работает в Воронежском государственном институте искусств с 1974 года. Среди его учеников – более 30 лауреатов международных и всероссийских конкурсов (баян, аккордеон). Выпускники кафедры оркестровых народных инструментов ВГИИ имеют почётные звания, занимают ведущие позиции в творческих и учебных организациях. Во многом это заслуга Михаила Швецова – ведь он стоит во главе коллектива кафедры с 1985 года!

Швецов с гордостью показывает многочисленные пособия и сборники, изданные кафедрой за несколько десятилетий. В их числе – уникальная пятитомная антология музыки для русских народных инструментов. Этот труд вызвал интерес многих музыкантов России, так как содержит ранее неопубликованные сочинения воронежских композиторов.

- Михаил Фёдорович! За 47 лет в институте Вы ни разу не усомнились в правильности выбранного пути?

- Принципиально – нет. Были некоторые обстоятельства, скорее, личного плана. Когда-то я мечтал работать в Государственном академическом ансамбле народного танца Игоря Моисеева. Кстати мой преподаватель в институте имени Гнесиных, ассистентуре-стажировке – выдающийся музыкант, народный артист РФ А.Н. Гусь – руководитель оркестра знаменитого коллектива. Меня пригласили занять вакансию концертмейстера ансамбля. В перспективе были и интересная работа, и обширные зарубежные гастроли, но, подумав, я всё-таки решил отказаться. В Воронеже уже всё хорошо складывалось, а начинать карьеру в Москве было несколько поздновато. Второй момент связан с работой в Польше, в городе-побратиме Гожуве Великопольском. Мне предложили работу и в Германии. Но я обещал тогдашнему ректору Владимиру Васильевичу Бугрову не оставлять институт. Подумал немного – и вернулся в Воронеж.

- Сколько Вы проработали в Гожуве, что преподавали, баян или аккордеон?

- Полтора года. Был направлен туда Воронежским областным управлением культуры, открывать музыкальную школу. Учил поляков играть на аккордеоне, но внедрял и баян – даже купил для школы два современных тульских инструмента. И сегодня там больше играют на кнопках, чем на клавишах. Кстати, организовывать новый процесс обучения приходилось не раз. В послужном списке – Белгородский филиал ВГИИ, а затем Северо-Кавказский институт искусств в Нальчике. Отрадно, что среди моих воспитанников – нынешний проректор, профессор М.М. Ахмедагаев, декан, доцент, заслуженный артист Кабардино-Балкарии М.А. Малкаров, директор музыкального колледжа республики, профессор В.Х. Шарибов.


- Вы возглавили кафедру оркестровых народных инструментов ВГИИ в 1985 году. Такого руководящего стажа среди Ваших коллег, наверное, не найти.

- Да, знаю всего три подобных случая. Геннадий Черничка в Новосибирской консерватории, Юрий Бардин в Нижегородской консерватории и я. Вот, пожалуй, и всё.

- У вас много талантливых, удачливых учеников. Кто Вам особенно дорог?

- Все дороги. Но, может быть, я бы выделил Сергея Телешева. Это очень известный в мире аккордеонист, сейчас он живёт в США, много гастролирует, записывается. Большой энтузиаст, невероятно талантливый артист. Также могу назвать заслуженного артиста России Юрия Фабричных, солиста оркестра Воронежского академического русского народного хора имени К.И. Массалитинова. Выпускник ассистентуры-стажировки, заслуженный артист России Валерий Сергеев сейчас руководит ансамблем русских народных инструментов «Садко» Приморской филармонии во Владивостоке. Среди учеников есть и два доктора наук. Н.В. Серёгин – ведущий ученый Алтайского педагогического университета в Барнауле. Е.Г. Паша – заведующая кафедрой социологии Московского гуманитарного университета. Достойно развивает наше творческое направление мой ученик и коллега по кафедре, профессор Г.В. Зайцев.


В.Р. Завьялов и М.Ф. Швецов в Воронежском музыкальном училище, 1967 г.

- При Вас на кафедре работали выдающиеся музыканты…

- О да! Это мой учитель, основатель кафедры, видный учёный В.Р. Завьялов, руководители ансамбля «Воронежские девчата» Ю.Б. Романов и Воронежского академического русского народного хора В,Н. Помельников, основатель уникальной Воронежской фабрики музыкальных инструментов В.В. Авралёв, композитор А.А. Тимошенко, продолжают преподавать создатель современной балалаечной школы И.В. Иншаков, яркие исполнители А.В. Скляров и А.И. Сорокин.

- Сейчас у Вас на кафедре из 12 преподавателей семь профессоров и четыре доцента. Как удалось этого достичь?

- Секрет прост: подбор кадров и их стимулирование, развитие разных творческих направлений. Постоянно напоминаю коллегам, что стоять на месте нельзя, надо совершенствоваться в профессии – исполнительстве, научно-методической работе.

- Какие инструменты (специальности) у Вас преподают?

- Традиционный набор русских народных инструментов – баян и аккордеон, домра, балалайка, гитара. Во многих вузах кафедры разделены на баян/аккордеон и струнные. А у нас всё вместе. Я считаю, что это правильно.

- Какой инструмент сейчас самый популярный?

- Домра. Она просто процветает. Это непросто объяснить, но это факт. Потом идут гитара, аккордеон, баян и балалайка.

- Выходит, в наш век торжества электроники живые инструменты всё равно востребованы?

- Это потому, что они отзываются в нашей душе, затрагивают её потаённые струны. Сердце отличает натуральное от искусственного и реагирует. Душа народа находит своё выражение в звучании этих инструментах.


- Одна из страниц Вашей творческой биографии связана с государственным академическим русским концертным оркестром «Боян» (Москва).

- По рекомендации известного музыканта Фридриха Липса народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр оркестра, «Боян» Анатолий Полетаев пригласил меня, ещё студента в качестве солиста-баяниста. Это было время расцвета коллектив, можно сказать, триумфа.

- С кем из знаменитых певцов Вам приходилось работать?

- С Надеждой Бабкиной, которой я помог начать артистическую карьеру и, можно сказать, привёл в «Боян», с популярной в то время Валентиной Толкуновой и другими, чьи имена были и до сих пор на слуху.


- Вы не жалеете, что исполнительская карьера была принесена в жертву педагогической?

– Сольная, исполнительская карьера, на мой взгляд, – удел поистине выдающихся музыкантов. Я был готов войти в эту обойму избранных, но судьба сложилась иначе. И я нисколько об этом не жалею.

- Есть сегодня продолжатели традиции, талантливые, трудолюбивые студенты?

- Есть. И, я думаю, всегда будут. Это в природе человека – стремиться быть лучшим в своей профессии.

- Что Вы думаете об институте в связи с его юбилеем?

- Это моя жизнь. Я рад, что работаю здесь, в прекрасном коллективе. Горжусь тем, что институт держит марку, входит в число лидеров в стране. У нас все подразделения работают на современном профессиональном уровне. И я счастлив, что являюсь частью этого процесса.


Недавно Михаил Швецов был избран заведующим кафедрой оркестровых народных инструментов ВГИИ на новый пятилетний срок. Наши поздравления и самые добрые пожелания!
https://culturavrn.ru/person/35181
Подождите...