Независимая

Оценка

Качества

Образования

Версия для
слабовидящих

Профилактика терроризма

Файл Описание
pdf Распоряжение о проведении мину...pdf Распоряжение о проведении минуты молчания
pdf Порядок действий работников и ...pdf Порядок действий работников и обучающихся при угрозе или террористическом акте
pdf Методические рекомендации по в...pdf Методические рекомендации по вопросам противодействия распространению террористической идеологии среди иностранных студентов
pdf Информационно-методические рек...pdf Информационно-методические рекомендации по доведению обучающихся норм законодательства РФ

ФОРМЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<ul open="" sans",="" "helvetica="" neue",="" "noto="" sans="" armenian",="" bengali",="" cherokee",="" devanagari",="" ethiopic",="" georgian",="" hebrew",="" kannada",="" khmer",="" lao",="" osmanya",="" tamil",="" telugu",="" thai",="" sans-serif;="" font-size:="" 13px;"="">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Для чтобы вести эффективную борьбу с терроризмом, надо найти его корни и изучить среду, их питающую. Так, например, враждебное отношение к «чужой» культуре уходит корнями в совершенно различные мифологические, религиозные и философские системы, но на эмоциональном уровне проявляются общечеловеческие психологические свойства.

    Враждебная триада — гнев, отвращение и презрение — составляет эмоциональный фон, который выключает «чужого» из принятых моральных и этических норм и помещает его в категорию «социализированное зло». Осознание того, что другой человек не принадлежит к миру «своих», переводит его в категорию «недочеловек». Мысль о том, что он ритуально нечистый, резко снижает сознательный, культурно выработанный контроль над разнообразными проявлениями агрессии по отношению к данному человеку. Это же отношение может быть перенесено и на группу людей.

    Необходимо отметить, что обнаруживаемое в обществе враждебное отношение к определенным социальным или национальным группам не ведет к немедленному и явно выраженному проявлению насилия и агрессии по отношению к представителям данных групп. Это отношение может концентрироваться в форме скрытого «недолюбия».

    Однако при определенных условиях, особенно в тех случаях, когда есть лидирующая группа с элементами террористической направленности в идеологии, личностное или общественное «недолюбие» к чужакам может стать основой для терроризма.

    Терроризм, в свою очередь, будет иметь проявление в виде трех форм насилия: прямого, структурного и культурного.

    Наиболее явным является прямое насилие со всеми видами жестокости, проявляемой людьми друг к другу, к другим формам жизни и природе в целом. Оно проявляется в следующих формах: убийство; телесные повреждения (в том числе и массовые — через взрывы, пожары и другие виды терактов); блокада и запретительные санкции; запрещение родного языка и навязывание другого; отношение к чужакам как гражданам второго сорта; репрессии; задержание; изгнание.

    Структурное насилие проявляется в случаях, когда люди, нижестоящие по социальному статусу, ущемлены настолько, что умирают от голода и болезней; когда происходит внедрение в их сознание ложной информации.

    Под культурным насилием рассматривают аспекты культуры, представленные религией и идеологией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой (логикой и математикой), которые могут быть использованы для оправдания прямого и структурного насилия.

    Эти три формы насилия имеют базовые различия во временнóм отношении: прямое — само событие; структурное — процесс с подъемами и спадами; культурное обнаруживает склонность к «перманентности», оставаясь, по существу, неизменным на долгие периоды с медленной трансформацией базовой культуры.

    Можно установить связь между культурным и прямым насилием через структурное. Культура подавляющего общества проповедует, учит, заставляет рассматривать эксплуатацию и репрессии в качестве нормальных и естественных явлений или не замечать их вовсе.

    Изучение форм культурного насилия проливает свет на то, каким образом прямое и структурное насилие делается приемлемым в обществе.

    Один из способов культурного насилия состоит в изменении моральной окраски действия. Например, убивать во имя страны и нации — справедливо, а убивать ради себя — нет.

    Большинство моральных и материальных ценностей, культивирующихся в современном обществе, способствует тому, что агрессия и насилие активно проявляются и воспроизводятся в социуме. Это в первую очередь имеет отношение к статусным, имущественным, возрастным отношениям и создает основу для сильных социальных напряжений в обществе.

    Это особенно заметно проявляется в модернизирующихся странах, где большинство людей явно или неявно вовлечено в процесс перераспределения ресурсов и статусов. Такое состояние социума способствует тому, что прямое и структурное насилие проявляется либо как попытка людей, нижестоящих по социальному статусу, уравнять положение, перераспределить богатство, отомстить, либо как действия со стороны людей, желающих сохранить или повысить
  • свой статус.

    Люди, чувствующие себя униженными, зажатыми и подавленными, начинают использовать прямое насилие для изменения своего положения. Возникает контрнасилие.

    Многочисленные исследования показали, что рост насильственных действий в обществе тесно связан с крупными и резкими социальными переменами (например, модернизация страны). Происходят нарушения традиционной организации общества, что заставляет людей обратить внимание на свои личные проблемы.

«О противодействии экстремистской деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<ul open="" sans",="" "helvetica="" neue",="" "noto="" sans="" armenian",="" bengali",="" cherokee",="" devanagari",="" ethiopic",="" georgian",="" hebrew",="" kannada",="" khmer",="" lao",="" osmanya",="" tamil",="" telugu",="" thai",="" sans-serif;="" font-size:="" 13px;"="">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»
    квалифицирует экстремистскую деятельность(экстремизм) как:

    насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации (ст. 278, 279 УК РФ);
    публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность (ст. 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ);
    деяния, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);
    нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ);
    совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти, либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
    пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст. 20.3 КоАП РФ);
    воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения (ч. 2 ст. 141 УК РФ);
    воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения (ч. 2 ст. 141 УК РФ);
    публичное, заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступления экстремистской направленности (ст. 129 УК РФ);
    публичные призывы к осуществлению вышеперечисленных действий либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения (ст. 280 УК РФ);
    финансирование вышеперечисленных действий либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, те- лефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг (ст. 208, 2052 УК РФ).
  • Одной из центральных статей, специально предназначенных для пресечения проявлений экстремистской деятельности, является ст. 280 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».

    При ее применении следует учитывать следующее:

    под призывами следует понимать активное воздействие в устной, письменной (печатной) или изобразительной (наглядно- демонстрационной) форме, в том числе с использованием технических средств, на сознание и волю людей с целью их побуждения к осуществлению экстремисткой деятельности. Хотя Федеральный закон от 25.07.02 №114-ФЗ «О про- тиводействии экстремистской деятельности» отождествляет экстремистскую деятельность с экстремизмом, тем не менее, речь идет не о призывах к экстремизму вообще (в широком политико-идеологическом смысле), а только о призывах к осуществлению экстремистской деятельности, кото- рая является практически аспектом экстремизма;

    перечень видов экстремистской деятельности, данный в п. 1, 2, 3, 4 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является исчерпывающим. Следовательно, за каждый вид экстремистской деятельности (помимо призывов к их осуществлению) предусмотрена уголовная ответственность в виде самостоятельного состава (составов) преступлений;

    публичные призывы не должны быть обращены персонально к кому- либо конкретно, они носят общий характер и обращены к неопределенному (неограниченному) кругу лиц. В противном случае это будет подстрекательством к конкретному преступлению экстремистского характера (массовым беспорядкам, насильственному захвату власти и т.д.);

    характер призыва как побуждения к деятельности и его содержание должны быть очевидными (не завуалированными, не вытекать из контекста и т.п.);

    с субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, совершается только с прямым умыслом. Виновный сознает, что призывает многих граждан к осуществлению определенного вида экстремисткой деятельности (например, к насильственному захвату власти) или к нескольким видам экстремистской деятельности (к массовым беспорядкам и насильственному захвату власти), понимает общественно-опасный характер этих призывов и желает таким образом склонить людей к осуществлению экстремистской деятельности. Мотивы преступления (политические, националистические, религиозные и т.д.) на квалификацию преступления не влияют;

    в тех случаях, когда публичные призывы привели к совершению других преступлений, что охватывалось умыслом виновного, он несет ответственность по совокупности преступлений. Например, если публичные призывы к насильственному захвату власти привели к ее реальному захвату в каком-то районе (регионе), то содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 278 и 280 УК РФ;

    публичные призывы к некоторым видам деятельности входят в объек- тивную сторону единого преступления и не требуют квалификации по совокупности. Так, публичные призывы к вооруженному мятежу являются организацией вооруженного мятежа, поэтому квалифицируются только по ст. 279 УК РФ;

    при квалификации публичных призывов возникает вопрос о конкуренции норм, предусмотренных ст. 280 и ст. 2052 УК РФ.

    Ввиду различия в объектах преступлений по данным статьям, ст. 280 УК РФ не следует считать общей нормой по отношению к ст. 2052 УК РФ (в нормативном смысле, а не в смысле явлений экстремизма и терроризма). По УК РФ – это раздельные нормы. Статья 2052 вычленена путем изъятия из целого (экстремизма) его части (терроризма) ввиду специфического круга потерпевших (ни в чем не повинных граждан). Поэтому публичные призывы к террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма квалифицируются только по ст. 2052 как самостоятельное преступление. Вместе с тем здесь возможна реальная совокупность преступлений, когда наряду с призывами к террористической деятельности имели место и призывы к какому-либо виду экстремистской деятельности (кроме терроризма). Только в этих случаях возможна одновременная квалификация деяния по статье 280 и 2052 УК РФ.

    В части 2 ст. 280 УК РФ предусмотрена повышенная
  • ответственность за использование при публичных призывах средств массовой информации (далее – СМИ). Под СМИ (согласно закону «О средствах массовой информации») следует понимать периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.

    Под распространением продукции СМИ (согласно закону «О средствах массовой информации») понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещания), демонстрация кино- хроникальных программ. Помещение информации на сайты сети Интернет и других электронных сетей является ее распространением. Вопрос о том, относится ли сайт Интернета к СМИ, является в настоящее время весьма спорным и в теории, и в судебной практике. В случае если речь идет об электронных СМИ, зарегистрированных в установленном порядке, то это подпадает под действие ч. 2 ст. 280 УК РФ. В остальной, абсолютно подавляющей части Интернета, размещение на сайтах экстремистской информации не подпадает под действие ч. 2 ст. 280 УК РФ.

    Применительно к распространению материалов, содержащих призывы к экстремистской деятельности, следует исходить из того, что эта форма отдельно не криминализирована. Она образует преступление, если «вписывается» в понятие публичных призывов. Речь идет о распространении, рассчитанном на ознакомление с этими материалами неопределенного круга лиц. Нет признака публичности при индивидуальном распростране- нии материалов (передача рукописи лицу для рецензии, выяснение его мнения, пополнение личного архива и т.п.).

    Необходимо отграничивать публичные призывы от спонтанных заявлений, группового обсуждения проблем (спора), выработки позиции в кругу единомышленников и т.д. Необходимо учитывать, что призывы – это целенаправленная деятельность (целенаправленное действие), которой занимаются, как правило, убежденные сторонники экстремистских способов борьбы. Поэтому очень важно оценивать ситуацию, в которой имели место призывы (выступления на митинге, собрании, перед возбужденной толпой или используя иное скопление людей).

    Понятие публичности связано не только с количеством присутствующих, но в ряде случаев – и с местом совершения призывов. Последнее важно в отношении призывов в изобразительной (наглядно- демонстрационной) форме (например, вывешивание плаката на безлюдной площади в ночное время).

    Совершение рассматриваемых призывов или иных «экстремистских преступлений» согласованно (совместно, в контакте) с представителями иностранного государства или иностранной организации (по их поручению, инструкции, поддержке, в том числе с их финансированием, при условии антиконституционных политических обязательств или уступок) образует совокупность с государственной изменой – ст. 275 и 280 (либо ст. 2052) УК РФ, т.е., если призывы направлены против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации и, разумеется, если указанные обстоятельства надлежаще установлены и доказаны.

    Уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности подлежат только физические лица. В связи с тем, что данные призывы во многих случаях содержатся в СМИ или размещаются в сети Интернет, необходима жесткая правовая реакция в отношении юридических лиц (или иных организаций), публикующих (размещающих) данные призывы. Механизм реагирования на деятельность таких организаций в зависимости от их правового статуса подробно расписан в законе

    «О противодействии экстремистской деятельности». При наличии признаков экстремистской деятельности данные организации должны предупреждаться, после чего в случае продолжения ими данной деятельности ликвидироваться в судебном порядке (если речь идет об юридических лицах) или запрещаться в том же порядке (при отсутствии статуса юридического лица). Основания и процедура для такого реагирования четко и подробно расписана в законе «О противодействии экстремистской деятельности».

    Следует иметь в виду, что публичное оправдание экстремизма уголовно не наказуемо.

Нормативные, правовые и иные акты в сфере антитеррористической деятельности

Файл Описание
pdf РАСПОРЯЖЕНИЕ о про ведении мин...pdf РАСПОРЯЖЕНИЕ о про ведении минуты молчания, посвященной Дню солидарности в борьбе с терроризмом
pdf Приказ о мерах по обеспечению ...pdf Приказ о мерах по обеспечению антитеррористической защищённости
pdf Положение о рабочей группе по ...pdf Положение о рабочей группе по антитеррористической деятельности
pdf План работы по антитеррористич...pdf План работы по антитеррористической защищённости ВГИИ на 2019-2020 уч. год
pdf Паспорт безопасности.pdf Паспорт безопасности
pdf План мероприятий по противодей...pdf План мероприятий по противодействию идеологии терроризма 2019-2023
pdf План мероприятий по противодей...pdf План мероприятий по противодействию экстремизму 2021-22 год
pdf Методические рекомендации.pdf Методические рекомендации
pdf Приказ o составе рабочей групп...pdf Приказ o составе рабочей группы по антитеррористической деятельности

"Наука и образование против террора"

Интернет-портал создан с целью продвижения доступной для понимания пользователей информации о позиции научного сообщества по проблематике антеррористической деятельности, ее социально-экономических аспектах, действиях государства на данном направлении.

Антитеррористическая комиссия Воронежской области

Национальный антитеррористический комитет

Подождите...