Независимая

Оценка

Качества

Образования

Версия для
слабовидящих

Доступная среда

Организационная модель инклюзивной образовательной среды в «Воронежском институте искусств»

Модель

Модель ВГИИ

Образовательный процесс для обучающихся с ОВЗ

Характеристика требований к образовательному процессу для лиц с ОВЗ

Создание безбарьерной среды должно учитывать потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушениями зрения;

  • с нарушениями слуха;

  • с ограничением двигательных функций.

Обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий.

Территория образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нем. Требуется обеспечить доступность путей движения, наличие средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.

В зданиях, предназначенных для реализации программ подготовки инвалидов, требуется обеспечить как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Помещения, где могут находиться люди на креслах-колясках, следует размещать на уровне доступного входа. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для людей с ограниченными возможностями или лифты.

Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве образовательной организации должна включать визуальную, звуковую и тактильную информацию.

Наличие специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) необходимо предусматривать возможность оборудования по 1 - 2 места для студентов-инвалидов по каждому виду нарушений  здоровья опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.

Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные.

В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями зрения и слуха,  а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1 - 2 первых стола в ряду у дверного проема.

Наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий.

На каждом этаже необходимо обустройство минимум одной туалетной кабины, доступной для маломобильных студентов. В универсальной кабине и других санитарно - бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями студентов с ограниченными возможностями, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Наличие системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий.

Проектные решения зданий образовательных организаций должны обеспечивать безопасность маломобильных студентов в соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, с учетом мобильности инвалидов различных категорий, их численности и места нахождения в здании.

Особое внимание необходимо уделить обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.

Пути движении к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

Обеспечение доступности зданий студенческих общежитий.

В общежитиях при необходимости следует выделить зону для проживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, обеспеченную хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими, используемыми людьми с ограниченными возможностями здоровья помещениями (группами помещений). В общежитиях необходимо предусмотреть оборудованные санитарно-гигиенические помещения для студентов различных нозологий.

Среда жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья – это комплекс объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, средств информации и связи, которыми пользуется или потенциально может пользоваться молодой человек с серьезным нарушением здоровья (как и любой гражданин), и в которых он осуществляет или предполагает получать среднее профессиональное образование. Доступная среда жизнедеятельности для молодежи с ограниченными возможностями здоровья - приспособленные в соответствии с установленными нормативными требованиями и с учетом их потребностей объекты социальной инфраструктуры, обеспечивающие беспрепятственный доступ к ним лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Характеристика педагогических требований к организации обучения для лиц с ОВЗ

Индивидуальный подход, посредством которого обеспечивается направленное  педагогическое воздействие на студента с ОВЗ, основанное на знании и учете особенностей его развития, физических нарушений и структуры его личности; это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов с ОВЗ, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого из них.

Дозирование учебных нагрузок, естественным образом реализуемое в ДО, заключается в регулировании времени и интенсивности обучения, когда студент с ОВЗ с помощью преподавателя или самостоятельно определяет темп изучения материала, время и продолжительность занятий.

Применение специальных приемов обучения. Могут использоваться следующие приемы:

  • приемы,  обеспечивающие  доступность  учебной  информации  (рельефное  письмо  и осязательное чтение для студентов с нарушениями зрения, тактильная и жестовая речь для студентов с нарушениями слуха, дозированность учебной нагрузки).

  • специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности   с учетом нарушения сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий и др.).

  • логические приемы переработки учебной информации  (конкретизация,   установление аналогий по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и явлений и др.).

  • приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования (технические средства по перекодированию зрительной и слуховой информации в доступные для сохраненных анализаторов сигналы, использование приборов, позволяющих координировать движения, применение аппаратов, усиливающих зрительную, тактильную, слуховую и др. информацию).

Эти приемы могут быть использованы в различных сочетаниях в зависимости от целей и задач обучения, содержания учебного материала, физических нарушений и психофизических особенностей студентов с ОВЗ.

 

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной образовательной среды ВГИИ

Программа

Файл Описание
pdf Программа индивидуального соци...pdf Программа индивидуального социально-психологического сопровождения и адаптации студентов с ОВЗ (инвалидов) в инклюзивной образовательной среде Воронежского государственного института искусств 2015-2016 учебный год

 

Существующие барьеры для инвалидов и способы их устранения

 

Барьеры

Способы их устранения

Человек, пользующийся

инвалидной

коляской

Мешки с мусором
на тротуарах

Убрать препятствия
с тротуаров

Разбитые камни мостовой и выбоины

Отремонтировать дорогу

Отсутствие съездов с тротуаров

Построить съезды

Лестницы

Пандусы и лифты

Слишком узкие, с трудом открывающиеся двери

Широкие двери,
легко открывающиеся

Крутые пандусы

Пологие пандусы и перила

Отсутствие столов, регулирующихся
по высоте

Мебель с регулировкой
по высоте

Автомашины, запаркованные
на тротуаре

Убрать парковки
с тротуаров

Отсутствие доступных туалетов

Доступные туалеты

Любопытные взгляды посторонних людей

Благожелательное отношение к инвалидам

Издевательства

Отсутствие издевательств

Поддразнивание

Отсутствие поддразнивания

Человек, пользующийся тростью или костылем

Отсутствие мест для сидения

Достаточное количество мест для сидения – некоторые из них специально предназначены для инвалидов

Скользкие поверхности

Не скользкие поверхности

Отсутствие поручней

Наличие поручней

Очереди

Первоочередное обслуживание

Издевательства и прочее

Отсутствие издевательств и прочего

Лица с нарушением зрения

Мелкий шрифт

Крупный шрифт

Лица с нарушением зрения

Плохой цветовой контраст

Яркий контраст дверей, стен и прочего

Необозначенные ступени

Ступени с нанесением желтых или белых линий

Отсутствие информации на кассетах

Вся информация на кассетах

Незрячие люди

Отсутствие аудио описания в кинотеатрах

Наличие аудио описания в кинотеатрах

Отсутствие информации по Брайлю и на кассетах

Наличие информации по Брайлю и на кассетах

Загроможденные проходы

Свободные проходы

Бесшумные светофоры и пешеходные переходы

Перекрестки с озвучиванием светофоров

Отсутствие выпуклостей на дороге, предупреждающих о препятствиях

Наличие выпуклостей на дороге и на перекрестках

Одинаковые денежные купюры

Деньги разной формы и размера

Неслышащие и плохослышащие

Отсутствие понимания

Понимание неслышащих

Отсутствие навыков общения

Жестовая речь и понимание речи по губам

Отсутствие субтитров в кино и на телевидении

Субтитры по всем телевизионным программам и фильмам

Высмеивания

Серьезное восприятие

Люди с трудностями в обучении

Слишком сложный язык

Простой язык

Использование жаргона и акронимов

Не использование жаргона и акронимов

Отсутствие времени для объяснения

Нахождение времени для объяснения

Отсутствие пиктограмм

Широкое использование значков и символов

Оскорбления и обзывания

Отсутствие оскорблений

Отсутствие друзей

Наличие множества друзей

Гиперопека

Независимость

 

Нозологии

Документы «Доступная среда»

Актуальные документы

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497

Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования  Письмо Минобрнауки России от 12 февраля 2016 года №ВК-270/07

Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи  Приказ Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года №1309

Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования  Приказ Минобрнауки России от 02 декабря 2015 года №1399

Об обучении инвалидов» от 21 мая 2015 года №АК-1335/05 Письмо Минобрнауки России

Декларация прав ребенка  Декларация от 20 ноября 1959 года

Конвенция ООН о правах инвалидов

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2015 года)  Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ

Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб и агентств, их территориальных органов и находящихся в их ведении организаций (за исключением осуществляющих деятельность в сфере образования и здравоохранения) и предоставляемых ими услуг, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи»  Приказ Минэкономразвития России от 13 августа 2015 года №565

Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования (Письмо Минобрнауки России от 09.12.2013 № 05-2243).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год"

 Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»

 

Локальные акты института

Файл Описание
pdf Положение о порядке организаци...pdf Положение о порядке организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
pdf Приказ об обеспечении доступно...pdf Приказ об обеспечении доступности образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
pdf Комплексный план мероприятий п...pdf Комплексный план мероприятий по обеспечению доступности образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 - 2018 годы
pdf Приказ об изменении в составе ...pdf Приказ об изменении в составе организационной группы по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
pdf Приказ о составе комиссии по п...pdf Приказ о составе комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
pdf Паспорт доступности общежития ...pdf Паспорт доступности общежития ВГИИ для лиц с ОВЗ
pdf Паспорт доступности учебного к...pdf Паспорт доступности учебного корпуса ВГИИ для лиц с ОВЗ
pdf Приказ об утверждении Плана ме...pdf Приказ об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования на период 2016-2030 годы
pdf План мероприятий («Дорожная ка...pdf План мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2030 гг.

 

Подождите...