Трембовельский Евгений Борисович
заведующий кафедрой, профессор
доктор искусствоведения
- Заслуженный деятель искусств России,
- Лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича
- Почетный деятель Союза композиторов России
- Член Союза композиторов России
- Секретарь (член Совета) СК России
- Член Союза театральных деятелей России
Преподаваемые дисциплины
гармония, введение в специальность, специальный класс у студентов и аспирантов, актуальные проблемы современного искусствознания, научно-исследовательская работа (курсовые исследования), практика НИР.
Квалификация
Музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Общий стаж работы
с 1962 года
Стаж работы по специальности
с 1962 года
Краткая профессиональная биография

Трембовельский Евгений Борисович родился 5 авг. 1939 в Алма-Ате. 

В 1962 окончил историко-теоретический факультет Алма-Атинской консерватории по кл. проф. И. И. Дубовского. В 1962-1964 – преподаватель Музыкального училища в Караганде, в 1964-1977 – преподаватель Алма-Атинской консерватории (в 1971- 1976 – зав. кафедрой гармонии и сольфеджио) и зав. теоретическим отделением Специальной музыкальной школы-одиннадцатилетки. Вел авторские программы на телевидении, выступал в филармонии, со студенческих лет занимался публицистикой. С 1972 – член Союза композиторов СССР, с 1975 – член Театрального общества (Союза театральных деятелей) СССР. 

В 1973 в Ленинградской консерватории защитил кандидатскую диссертацию «Теоретические проблемы казахской симфонии», в 1994 в Российском институте искусствознания (Москва) защитил докторскую диссертацию «Особенности ладогармонического мышления Мусоргского». 

В августе 1977 по приглашению Областной администрации Трембовельский переезжает в Воронеж. С этого момента и до сей поры его деятельность связана с ВГИИ: в 1979-1983 – зав. отделом науки, с 1981 – зав. кафедрой теории и истории музыки, с 2007 зав. кафедрой теории музыки. С 1993 по 2012 – председатель (с 2012 – почетный председатель) Воронежской композиторской организации, с 1995 по настоящее время – секретарь (член Совета) Союза композиторов России. Все это способствовало сочетанию научной, учебно-методической, преподавательской, административной, общественно-организаторской, публицистической и лекторской деятельности. 

Автор более 200 научных и публицистических трудов (среди которых семь монографий) по теории и эстетике музыки, методологии, проблемам стиля российских и казахстанских композиторов, связей фольклора и профессионального творчества, национального симфонизма, взаимодействия столичных и периферийных культур, краеведения (список основных трудов прилагается). Подготовил ряд межвузовских сборников научных трудов: «Проявление контраста в музыке», «О взаимодействии традиционных и новаторских черт в искусстве», «Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования» (Изд-во Воронежского университета: 1988, 1990, 1992). 

Вел все основные музыкально-теоретические дисциплины, которые у него прошли порядка 3000 студентов. В его специальном классе обучалось более 40 студентов-музыковедов и аспирантов. Некоторые из них защитили диссертации, получили почетные и ученые звания, стали членами Союза композиторов. В качестве музыкального просветителя и публициста регулярно выступает в газетах, на радио, телевидении и в концертных залах. 

Инициировал создание Общественного Университета музыкальной культуры при Воронежском педагогическом институте (1980), ряда музыкальных клубов при Воронежском Союзе композиторов, проведение «Первого съезда юных композиторов России» (Воронеж, 2000), «Всероссийского конкурса на лучшее произведение по воронежскому фольклору им. К.И. Массалитинова» (Москва, 2005); возглавил оргкомитеты и жюри межрегиональных и всероссийских композиторских конкурсов, посвященных Пушкину, Платонову, Пятницкому, конкурса гимнов городу Воронежу (2003-2004), а также всероссийского конкурса юных композиторов «Постигая искусство классиков» (1999-2000) и конкурса детской песни «Разноцветный мир» (1998); член жюри «Народного кинофестиваля 2000» и ежегодных театральных конкурсов «События сезона» (с 1997). 

Организатор и участник не одной сотни музыкальных фестивалей, пленумов, циклов тематических и авторских вечеров, студенческих олимпиад, научных конференций и семинаров, в том числе – для музыковедов и композиторов Средней Азии и Казахстана «Роль музыкально-теоретического образования в воспитании музыканта» (с 1968 по 1977 в Алма-Ате, Ташкенте, Фрунзе, Караганде, Павлодаре), трех аналогичных семинаров для специалистов Центрального Черноземья (с 1978 по 1998 в Воронеже, Курске, Белгороде, Губкине, Ельце, Тамбове), двадцати международных фестивалей современной музыки в Воронеже «Созвучие» (с 1993 по 2012), конференций «Музыка и жизнь» (Москва, 1980), «Традиции и новаторство в современном искусстве» (Воронеж, 1981), «Взаимообогащение национальных музыкальных культур» (Казань, 1981), «60 лет культурного строительства в СССР» (Ростов-на-Дону, 1982), «Развитие творческой активности студентов вузов Министерства культуры РСФСР (Воронеж, 1982), цикла семинаров Всероссийской секции оперных критиков (Талин, 1985; Свердловск, 1987; Тбилиси, 1988, Москва, 1990), четырех Выездных Секретариатов СК РФ в Воронеже, совмещенных с конференциями и фестивалями – «Традиции и творческий поиск: взгляд на музыку в конце ХХ столетия» (1997), «Музыка и время» (2003), «Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования» (Воронеж, 2005), «На Воронежских просторах» (2008); цикла концертов «Антология музыкального авангарда ХХ века» (Москва – Ростов на Дону –Воронеж, 2006-2012). 

С докладами выступал также на «1-м Всесоюзном семинаре по машинным аспектам формализованного анализа музыкальных текстов» (Ереван–Дилижан, 1975), на международных конференциях: «Мусоргский и современность» (Свердловск, 1979), «Актуальные проблемы ладогармонического мышления» (Астрахань, 1982), «Проблемы музыкальной жизни и творчества» (Новосибирск, 1982), «Пути совершенствования музыкально-теоретического образования» (Москва, 1983), «Наследие Б.В.Асафьева и задачи музыкальной культуры» (Москва, 1984), «Модест Мусоргский – личность, творческая судьба» (Великие Луки, 1989), «Моцарт– Прокофьев» (Ростов-на-Дону, 1991), «Памяти Ю.Н. Тюлина: к 100-летию со дня рождения» (Москва - Санкт-Петербург, 1993), «Судьба России – судьба культуры» (Москва, 1996), «Искусство на рубежах веков» (Ростов-на-Дону, 1999), «Культура и образование на рубежах тысячелетий» (Тамбов, 2000), «Современные проблемы музыкознания» (Новосибирск, 2001), «Творчество С.В.Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры» (Тамбов, 2003), «Актуальные проблемы музыкальной науки и музыкального образования» (Алматы, 2004, 2008), «Музыкальное искусство в современном мире: композиторское творчество, исполнительство, наука, образование» (Магнитогорск, 2006), «V Серебряковские чтения» (Волгоград, 2007), «Композитор в современном мире» (Челябинск, 2008), «Культура и средства массовой информации» (Вологда, 2008) «Современное музыкальное творчество и проблемы вузовского образования» («Московская осень 2009»), «Наследие Ю.Н. Холопова и современное музыкознание» (Москва, 2012), ежегодные «Болховитиновские чтения» «Воронеж, с 2006 по 2015), «Искусство в пространстве современной культуры» (ВГУ, 2011), «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия», «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» (Москва, 2013, 2015), «Творческие союзы и композиторское творчество на постсоветском пространстве» (Ростов-на-Дону, 2014), «Музыкальное искусство и наука в современном мире» (Астрахань, 2015), «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» 2 (Москва, 2016), «Научные идеи В.П. Бобровского в контексте современного музыкознания» (Уфа, 2016), Четвертый конгресс общества теории музыки «Термины. Понятия и категории в музыковедении (Казань 2019), «Проблемы современного композиторского творчества» (Ростов-на-Дону, 2019), «Профессиональное музыкальное образование: история, теория и практика» (Алматы, консерватория, 2019), «Искусствоведение и художественное формообразование: проблемы, поиски, решения» (Луганск, 2020), Музыкальное искусство, культура, образование» (Москва, 2021), «Воспевая прекрасное – вечные духовные ценности: памяти С. Кузембай» (Алматы, академия наук, 2022) и ряде других, «Сара Кузембай – автор понятия «национальная оперность» (Там же)

Из жизненных увлечений существенны спортивные: когда-то имел серьезные достижения в альпинизме и легкой атлетике, а сейчас, как и 60 лет тому назад, предпочитает машине велосипед, который служит ему средством передвижения повсюду – в родном Воронеже, в Париже и на межгородских трассах. 

Своё кредо Трембовельский сформулировал так: «Идти непроторенными тропами вперед и вверх; не пугаться высоты и не избегать сложных маршрутов. Бояться догм. Не снижать планку профессиональной ответственности за каждое написанное или произнесенное слово. Не подойти к черте, когда «меня не надо, а я есть».

  • Орден Дружбы № 7131 (2002),
  • Медаль «Ветеран труда» от имени Президиума Верховного Совета СССР (1989),
  • Золотая Пушкинская медаль, посвященная 200-летию поэта (1999),
  • Знак отличия «За заслуги перед Воронежской областью» № 089,
  • Почетный знак Воронежской области «За добросовестный труд и профессионализм» № 78,
  • Золотая медаль Союза московских композиторов «За содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки» (2009).

Почетные грамоты, гранты, благодарности:

  • Почетная грамота Президента Российской Федерации (2015),
  • Почетная грамота Правительства Воронежской области (2009),
  • Грамота Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, Республиканского совета по научной работе студентов (1988),
  • Гранты Президента РФ (2000) и Правительства Воронежской области (2012 и 2013) на создание творчески значимых проектов в области культуры и искусства,
  • Областная премия им. М.Е. Пятницкого 2000 года,
  • Почетные грамоты Администрации города Воронежа (1998, 2000),
  • Почетная грамота Администрации Центрального района г. Воронежа,
  • Благодарности и Почетные грамоты ВГИИ за организацию и проведение научных конференций, олимпиад, к юбилейным датам, за высокие показатели в соревновании структурных подразделений вуза, в связи с другими датами и акциями, зафиксированными в личном деле (1978, 1980, 1981, 1982, 1989, 1996, 1999, последующие годы не отражены в Трудовой книжке - Благодарность ВГИИ за активное участие в мероприятиях Всероссийской научной конференции X Болховитиновские чтения (приказ от 27.10.2017 № 270-ОД).
  • Сертификаты и благодарности участнику научных международных собраний и конференций в Алматы, Казани, Тамбове, Луганске, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове на Дону и других регионах.
  • Член Союза композиторов РФ (с 1972) 
  • Член Союза театральных деятелей РФ (с 1975 года) 
  • Секретарь (член Совета) СК РФ (с 1995 по настоящее время)
  • «Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательных организациях высшего и среднего образования», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 13.11.2017 г.
  • «Функционирование электронной информационно-образовательной среды Вуза», 72 ч. (ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт искусств», 30.03.2018–04.05.2018); 
  • «Актуальные вопросы современного музыкознания» 72 ч, ФГБОУ ВО ВГИИ, 17.05.18 г.
  • «Большие данные на тему: Государственные данные и услуги» 24 ч, ФГБОУ ВО РАНХи ГС, 21.11.2020 г.
  • Краткие курсы КПК (онлайн-формат – тестовая форма), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», 2-23. 01.21.

Основные публикации:

Книги:

  • М.П.Мусоргский: принципы ладового развития. – Воронеж: Воронежскийгосударственный институт, 1992.
  • Стиль Мусоргского: лад, гармония, склад. – М.: Композитор, 1999.
  • Стиль Мусоргского: лад, гармония, склад (2-е издание, исправленное и дополненное).– М.: Композитор, 2010.
  • Алматинские симфонии Евгения Брусиловского (теоретические проблемынационального симфонизма). – Алматы: Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, 2006.
  • Теоретические проблемы национального симфонизма. Алматинские симфонииЕвгения Брусиловского. – М.: Композитор, 2010.
  • Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края (соавторШалагина А.В.). – Воронеж, Изд. «Кварта», 2010.
  • Горизонты музыки: прошлое в настоящем и будущем. – М.: Композитор», 2015.

Статьи:

  • Песни семиреченских казаков (о народной памяти) // Народная музыка в Казахстане.– Алма-Ата, 1967.
  • О драматургии (симфонизме) Четвертой симфонии Е.Брусиловского //Музыкознание, вып.3. – Алма- Ата, 1967.
  • Плодотворный синтез // Советская музыка, 1971, № 2.
  • Три статьи о симфонизме Е.Брусиловского: 1. Народно-национальные основы стиля,2. Образно-художественная концепция, 3. О формообразовании // Музыкознание, вып. 5,Алма-Ата, 1971.
  • О цитировании и национальной сути // Советская музыка, 1973, № 3.
  • Анатолий Бычков (буклет). Алма-Ата, 1974.
  • ГазизаЖубанова // Творчество: Вестник композитора, вып. 2. – М., 1976.
  • О методе порождающего описания // Алгоритмический формализованный анализмузыкальных текстов. – Ереван, 1977.
  • Непринужденное музицирование // Советская музыка, 1979, № 2.
  • От приема – к концепции // Советская музыка, 1980, № 12.
  • PromenadeМ.Мусоргского. О модальном развитии // Актуальные проблемы
  • ладогармонического мышления. – М., 1982.
  • Несхожесть дарований // Советская музыка, 1983, № 4.
  • К проблеме терминологии – о выражении «художественное открытие» // Актуальныепроблемы вузовской музыкальной педагогики, М., 1984.
  • К проблеме организации научного творчества студентов в вузах искусств (соавтор сВ.В.Бугров) // Развитие творческой активности студентов вузов культуры и искусств. – М.,1984.
  • Диалектика взаимодействий (полемические заметки) // Советская музыка, 1985, № 4.
  • К проблеме ладового развития // Б.В.Асафьев и советская музыкальная культура. –М., 1986.
  • Михаил Зайчиков // Композиторы Российской федерации. – М., 1987.
  • Контрасты «Картинок с выставки» – феномен парадоксального мышленияМусоргского // Проявление контраста в музыке, Воронеж, 1988.
  • Монодийно-гетерофонная природа мышления // Советская музыка, 1989, № 3.
  • В поисках новой концепции // Советская музыка, 1989, № 11.
  • Раскрывающийся лад в народной и профессиональной музыке (на примересочинений М.П.Мусоргского) // Песенное многоголосие народов России, М., 1989.
  • Некоторые современные аспекты ладогармонического мышления Мусоргского //М.П.Мусоргский и музыка ХХ века. – М., 1990.
  • Модальное развитие – одна из основ мышления Мусоргского // Музыкальнаяакадемия, 1993, № 1.
  • Полиопорность // Музыкальная академия, 1994, № 4.
  • Порождающее описание // Музыкальная академия, 1995, № 1.
  • Книга стала событием // Музыкальная академия, 1966, № 3-4.
  • Гетерофония как рефрен музыкально-исторического процесса // Искусство нарубежах веков, Ростов-на-Дону, 1999.
  • Современное многовековое // Музыкальная академия, 1999, № 1 (Вариант статьи //Подъем, 1999, № 7.
  • Прошлое в настоящем: приношение Учителю // Музыкальная академия, 1999, № 4.
  • Музыкальный эпицентр // Союзу композиторов России: 40 лет. – М., 2000.
  • Гетерофония: типология фактур, эволюция ткани // Музыкальная академия, 2001,№ 4.
  • Столица и провинция // Подъем, № 3.
  • Организация культурного пространства России: отношение центров и периферии //Музыкальная академия, 2003, № 2.
  • Музыка должна идти от сердца // Творчество С.В.Рахманинова в контексте мировоймузыкальной культуры. – Тамбов-Ивановка, 2003.
  • Utmost precision in Music Theory // Mark Kopytman (Voices of memories). – Israel Music Institute, 2004.
  • Past in the Present: Homage to my Teacher // Mark Kopytman (Voices of memories). – Israel Music Institute, 2004.
  • Культурное пространство: отношения российских центров и периферии //Музыкальное искусство сегодня (новые взгляды и наблюдения). – М., 2004.
  • В защиту своей гильдии // Музыкальная академия, 2005, № 4.
  • Два эскиза о предустановленном и импровизационном компонентах в музыкальномтворчестве (1. Некоторые общие аспекты проблемы, 2. Ладогармонический фактор какстабильный компонент импровизационного становления) // Композитор и фольклор:взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкальногоформообразования. – Воронеж: Воронежский государственный институт искусств, 2006.
  • Два этюда к проблеме аналогий. Этюд первый: Аналогия как метод познаниямузыкально-художественных явлений. Этюд второй: О выражении «Художественноеоткрытие» // Музыкальная академия, 2006, № 1, 2.
  • Предустановленное и импровизационное: Взаимодействие в композиции. Частьпервая: Исторический аспект проблемы. Часть вторая: Ладогармонический фактор какстабильный компонент импровизационного становления). – Музыкальная академия, 2008,№ 1.
  • Столицы и провинция: взаимодействие культур // Музыка и музыкант в меняющемсяпостсоветском пространстве. – Ростов-на-Дону: Ростовская государственнаяконсерватория им. С.В. Рахманинова. 2008.
  • Вспоминая учителя // Анатолий Никодимович Дмитриев: к 100-летию со днярождения. – СПб: Санкт-Петербургская государственная консерватории им. Римского-Корсакова, 2008.
  • О переменности функций центра и периферии в культуре современной России //Культурное пространство России: прошлое, настоящее (материалы Болховитиновскихчтений). – Воронеж: ВГАИ, 2008
  • «Proetcontra»: контрапункты мнений о статусе творческих организаций //Композитор в современном мире. – Челябинск, 2009.
  • Истинный художник не может не быть мыслителем (Тет-а-тет. Беседовал ЛевКройчик). – Газета «Воронежский курьер», 01.08. 2009.
  • Чему учить студентов? Современные проблемы гармонии: характер их обсуждения ирешения // Проблемы музыкальной науки, вып. 5. – Уфа, 2009.
  • Диссонансы и консонансы. Творческие союзы в перекрестье проблем и суждений //50 лет Союзу композиторов России. – М., 2010.
  • Культурное пространство: отношения российских центров и периферии // 50 летСоюзу композиторов России. – М., 2010.
  • Портрет композитора в интерьере региональной организации [о В.А. Горянине] //Музыкальная академия, 2010, № 4.
  • «Ilvecchiocastello» М. Мусоргского в соотнесении с типологически родственнымиявлениями // Русское искусство в мировом художественном процессе. – Воронеж:Воронежская государственная академия искусств, 2011.
  • Евгений Борисович Трембовельский: о музыкальной науке, творчестве и о себе(интервью Л.Н. Шаймухаметовой) // Проблемы музыкальной науки, 2011, № 2 (9).
  • Иосиф Игнатьевич Дубовский (1892 – 1969): учителю, наставнику, коллеге к 120-летию со дня рождения / Проблемы музыкальной науки, № 2 (11). – Уфа: Уфимскаягосударственная академия искусств, 2012.
  • От года культуры – к веку культуры? // Искусство и СМИ. – Воронеж: ВГУ, 2012.
  • Вольному воля (Галина Сысоева и крестьянская песня) // Подъем, 2012, № 3.
  • Юрий Борисович Романов. Слово о композиторе // Моя отрада – Воронеж:Воронежская государственная академия искусств, 2012.
  • Общее в единичном: «Старый замок» М.П. Мусоргского в перекрестье параллелей,влияний и соотнесений // Музыкальное произведение в контексте художественнойкультуры. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2012.
  • Путь к слушателю (интервью) // Воронежский телеграф: приложение к газете«Воронежский курьер», 2012, № 146 (февраль).
  • Перерастет ли год культуры в век культуры? // Искусствоведение в контексте другихнаук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия. – М.: Гос. класс. Академия им.Маймонида, 2013.
  • Концептуальность и архитектурность: одна страница из наследия Михаила Зайчикова// Искусство в контексте современной культуры (материалы Болховитиновских чтений). –Воронеж: Воронежская государственная академия искусств, 2013.
  • Произведение искусства и его внетекстовая составляющая // VII Болховитиновскиечтения. Искусство в современном мире: Текст. Контекст. Гипертекст. – Воронеж:Воронежская государственная академия искусств, 2014.
  • Две страницы из наследия Михаила Зайчикова // Музыкальная академия. – 2014, 2.
  • Точнее, чем точно: о музыковедческих трудах М.Р. Копытмана // Проблемымузыкальной науки, 2014, № 1. – Уфа: Уфимская государственная академия искусств.
  • О стиле и жанровом диапазоне газеты «Музыкальное обозрение» // Южно-российскиймузыкальный альманах. – 2015. – № 1. – Ростов на Дону: Ростовская государственнаяконсерватория.
  • Творческие союзы в перекрестье проблем и суждений // Творческие союзы напостсоветском пространстве и композиторская деятельность. – Ростов-на-Дону:Ростовская государственная консерватория, 2015.
  • Полиопорность как вид полигармонии // Искусство как феномен культуры: традиции иперспективы. – М.: Гос. класс. Академия им. Маймонида, 2015.
  • О внетекстовой составляющей в произведениях искусства // Музыкальное искусство инаука в современном мире. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория,2015.
  • Стань музыкою, слово»: Алексей Кольцов в сочинениях композиторов Воронежа –претворяя общероссийские музыкальные традиции // Человек в искусстве: в поискахнациональной идентичности. – Воронеж: Воронежский государственный институтискусств, 2016 (материалы международной научной конференции – 7-8 декабря 2015 года).
  • Порождающее описание в свете проблемы произведения и его внетекстовойсоставляющей // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. – М.: Гос.класс. Академия им. Маймонида, 2016.
  • Два примера национальной идентификации музыкальных объектов // Южно-российский музыкальный альманах. – 2016. – № 3. –Ростов на Дону: Ростовскаягосударственная консерватория.
  • «Старый замок» Мусоргского в контексте аналогий и параллелей // «Проблемы музыкальной науки», 2017, № 4. – С. 128-135.
  • Воронежская композиторская организация как целостный художественный организм // «Прокофьевские чтения» Челябинского государственного института культуры. Вып. 2. – Челябинск: государственный институт культуры, 2018.– С. 311-328.
  • Вольному воля. Галина Сысоева и ансамбль крестьянской песни // «Музыкальная академия», 2018, № 4 - М.: Композитор. – С. 164.173.
  • Полиопорность: определение понятия и мотивы его введения // Термины, понятия и категории в музыковедении.Четвертый международный конгресс Общества теории музыки. Тезисы докладов. – Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова (Казань), 2019. – С. 28-29.
  • Общительность таланта // Рашид Калимуллин: от истоков к ритмам Вселенной. – Казань: Интер-Графика, 2020. - С. 9-13.
  • «И в капле – отраженье мира». Мнимый разлад в теории лада и ладовое развитие в малых форма и фрагментах // «Музыкальная академия», 2020, № 3. –М.: изд. «Композитор». – С. 52-77.
  • Я другого такого не знаю. К 85-летию Всеволода Всеволодовича Задерацкого // «Музыкальная академия», 2020, № 3. – М.: изд. «Композитор». – С.31-43.
  • Гетерофония как вид музыкальной фактуры // Сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции (к 100-летию Луганского национального университета) «Искусствоведение и художественное образование: проблемы, поиски, решения». – Луганск: изд. Луганского национального университета им. Тараса Шевченко. – С. 79-96.
  • Неисчерпаемая новизна «Картинок с выставки» Мусоргского. Пьеса «Быдло» как финал исходного малого цикла // Сб. статей по материалам Международной научной конференции «Музыкознание: Искусство. Культура. Образование». – М.: Академия им. Маймонида. – С. 345-357.
  • Итоговый диптих «Картинок с выставки» Мусоргского как авторское резюме // «Проблемы музыкальной науки», 2021, № 1. – С. 21-30.
  • Радость полувекового общения. Памяти Татьяны Бершадской // М.: Музыкальная академия, 2021, № 4.
  • К вопросу о монодийности и многоголосии ( в продолжение идей С. Кузмбай) // Воспевая прекрасное – вечные духовные ценности. Алматы: Академия наук, 2022.
  • Сара Кузембай – автор понятия «национальная оперность» //Там же, 2022.
  • Современный курс гармонии – дискуссионные проблемы // Памяти Татьяны Бершадской (сборник статей и воспоминаний). СПб, 2022.
  • Позитивное общение длинной в полвека: дружба критике не помеха // Там же, 2022.
  • Статьи о Трембовельском Е.Б. и его трудах:
  • Белогрудов О. Удачный дебют. – Газета «Огни Алатау», 31.03.1965.
  • Советские композиторы и музыковеды. Справочник в 3-х томах. Т.3, ч. 1. –М., 1989.
  • Скрынникова О. Откровение Мусоргского: взгляд исследователя на пороге XXI века. –Музыкальная академия 2000, № 2.
  • Ноткин И. Книга, ставшая событием. – Газета «Коммуна», 16.05.2000.
  • Шалагина А. Поздно, да вовремя. – Газета «Коммуна», 27.10.2009.
  • Трембовельский Евгений Борисович // Кто есть кто в Воронеже и Воронежскойобласти. – Воронеж, 2003.
  • Воронежская организация Союза композиторов России // Воронеж: культураи искусство. – Воронеж, 2006.
  • Трембовельский Евгений Борисович // Воронежская историко-культурнаяэнциклопедия. – Воронеж, 2006.
  • Лютая Р. Трембовельский Евгений Борисович // Воронежская энциклопедия:в 2 т. – Воронеж, 2008.
  • Библиографическое пособие: Евгений Борисович Трембовельский. – Воронеж:Воронежская государственная академия искусств, 2009.
  • Сысоева Г. Яркий, талантливый, масштабный // Библиографическое пособие: ЕвгенийБорисович Трембовельский. – Воронеж: Воронежская государственная академияискусств, 2009.
  • Синюгина Л. Отдавая – обретать! – Там же.
  • Скрынникова О. О Мусоргском и не только: идеи исследователя на рубеже веков – Тамже.
  • Носырева Э. Профессор на велосипеде: штрихи к портрету Евгения Трембовельского //Коммуна, 04.08.2009.
  • Райгородский П. Неутомимый Евгений // Музыкальное обозрение, 2009, октябрь (№ 310).
  • Скрынникова О., Украинская А. Евгений Борисович Трембовельский // Проблемымузыкальной науки. – Уфа, 2011, № 2 (9).
  • Украинская А. Евгений Борисович Трембовельский //Воронежцы: известные люди вистории края. – Воронеж: Кварта, 2011.
  • Задерацкий В.В. Слово редактора об авторе и его книге // Вступительная статья к книге:Евгений Трембовельский. Горизонты музыки: прошлое в настоящем и будущем. – М.:Композитор, 2015.
  • Украинская А.В. В диалоге со временем, или формула скачка // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2016, № 1.
  • Украинская А.В. В параллели со временем. К юбилею Евгения Трембовельского // Музыкальная академия. 2019, № 3.
  • Украинская-Шалагина А.В. В поисках не сакральных смыслов: несколько историй из одной жизни // Диалог искусств и арт-парадигм»: шестидесятники ХХ века (по материалам IX Международного форума). Саратов, 2022.