Крупина Лариса Леонидовна
профессор
кандидат искусствоведения
Преподаваемые дисциплины
полифония; музыкально-теоретические системы; специальный класс; практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; теория музыки
Квалификация
музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Общий стаж работы
с 1967 по 1970 год, с 1975 по настоящее время
Стаж работы по специальности
с 1967 по 1970 год, с 1975 по настоящее время
Краткая профессиональная биография

Крупина Лариса Леонидовна родилась в г. Уфа Башкирской АССР. В 1970 г. окончила теоретическое отделение Воронежского музыкального училища (ныне – колледж им. Ростроповичей), в 1975 – историко-теоретико-композиторский факультет ГМПИ им. Гнесиных (класс Александра Георгиевича Чугаева), в 1985 – аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных (научный руководитель – Людмила Владиславовна Попеляш). В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Принципы полифонического голосоведения в инструментальных фугах И.С.Баха».

За время работы в институте вела следующие теоретические курсы: Полифония, Анализ музыкальных произведений на исполнительских отделениях, а также специальные курсы: Полифония, Музыкально-теоретические системы, Специальный класс, по каждому из которых разработала авторские программы. Одна из них – Программа по полифонии для студентов музыкальных вузов по специальности Оркестровые народные инструменты – была рекомендована Учебно-методическим объединением по музыкальному образованию к использованию в музыкальных вузах (М., 2002). Под научным руководством Крупиной Л.Л. была подготовлена к защите кандидатская диссертация О.А.Калашниковой «Фортепианные сонаты воронежских композиторов: особенности стилевых взаимодействий».

Основные научные интересы сосредоточены на проблемах формообразования и полифонии в старинной музыке, а также в классико-романтических и современных произведениях. Как ученый отличается масштабным мышлением и умением выявить стилевые связи между разными периодами истории музыки в контексте общей культуры того или иного времени. Среди наиболее крупных работ – монография «Эволюция фуги», выдержавшая два издания (Воронеж, 1998; Москва: РАМ им. Гнесиных, 2001), учебное пособие «Доклассические музыкальные формы» в двух частях (1 ч. – Музыкальное формообразование в эпоху Средневековья и Возрождения, 2005 год; 2 ч. – Формообразование в эпоху барокко, 2017 год). Кроме того, автором опубликовано более 30 научных и научно-методических статей в таких авторитетных изданиях как: журналы «Музыкальная академия» (Москва), «Проблемы музыкальной науки» (Уфа), научные сборники Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва) – «Полифоническая музыка. Вопросы анализа», «Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики», «Процессы музыкального творчества», «Ученые записки РАМ им. Гнесиных», а также ряд воронежских изданий – серия материалов «Болховитиновские чтения», «Композитор и фольклор», «Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования», «Проявление контрастов в музыке», «Известия Воронежского Госпедуниверситета». Постоянно принимает участие в работе международных форумов и конференций: «Болховитиновские чтения» (Воронеж, 2007, 2008, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015, 2016, 2018, 2019), «Музыкальное искусство в контексте современной культуры» (Воронеж, 2004, 2008), «Композитор и фольклор» (Воронеж, 2005), «Диалог искусств и арт-парадигм – Art-Barocco» (Саратов, 2020), «Научные тенденции: Филология, Культурология, Искусствоведение» (Санкт-Петербург, 2019, 2020), «Гнесинские педагогические школы: традиции и современность» (Москва, 2021).

Крупина Л. Л. ведет исключительно активную общественную работу. Выполняла обязанности профсоюзного организатора коллектива кафедры теории и истории музыки, была членом местного комитета профсоюзной организации института, выполняла обязанности ответственного секретаря кафедры теории музыки. В качестве научного сотрудника вуза постоянно осуществляет информацию о новых научных и методических публикациях в РФ. Будучи руководителем СНТО вуза, подготовила два выпуска работ студентов «Студенческий научный вестник – ВГИИ 2019» и «Студенческий научный вестник – ВГИИ 2021». Также является членом учебно-методического совета института, постоянно курирует составление и обновление рабочих учебных программ кафедры теории музыки.
 

  • за активное участие в подготовке и проведении научно-теоретической конференции, посвященной 10-летию ВГИИ (общеинститутского Дня науки) объявлена благодарность (22.06.1981);
  • за успехи в обучении и воспитании студентов и активную общественную работу объявлена благодарность (02.03.1982);
  • за большую работу по организации и проведению Первого Всероссийского методического совещания «О мерах по дальнейшему развитию творческой активности студентов» объявлена благодарность (22.10.1982);
  • за активное участие в общественной жизни коллектива и хорошую работу награждена почетной грамотой (10.12.1983);
  • за долголетнюю и плодотворную работу, высокий профессионализм, проявленный в подготовке кадров для учреждений культуры и искусства Воронежской области, и в связи с празднованием 50-летия со дня основания отделения теории музыки Воронежского колледжа им. Ростроповичей – награждена Благодарственным письмом (И.Т.Пустовалов) (2008 г.);
  • благодарность ВГИИ за активное участие в мероприятиях Всероссийской научной конференции X Болховитиновские чтения (приказ от 27.10.2017 № 270-ОД);
  • за активную помощь в учебно-методической работе – награждена Благодарственным письмом администрации и педагогического коллектива Воронежской специальной музыкальной школы (колледжа) – А.Б.Крюков (сентябрь 2017); 
  • за многолетний добросовестный труд и активную работу в профсоюзе – награждена Благодарностью председателя Российского профсоюза работников культуры С.Н.Цыганова (28.11.2018);
  • за организацию образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции награждена Благодарственным письмом министра культуры Российской Федерации (О.Б.Любимова) (20.10.2020);
  • награждена Памятной медалью и Грамотой «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи «#Мы Вместе» Президента Российской Федерации (В.Путин) (2020 г.);
  • Почетная грамота Департамента культуры Воронежской области (2021).
  • «Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательных организациях высшего и среднего образования», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 13.11.2017 г.
  • «Функционирование электронной информационно-образовательной среды Вуза», 72 ч. (ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт искусств», 30.03.2018–04.05.2018); 
  • «Актуальные вопросы современного музыкознания» 72 ч, ФГБОУ ВО ВГИИ, 17.05.18 г.
  • «Системное администрирование» на тему «Организация удаленной работы в не-ИТ сфере»24ч, ФГБОУ ВО РАНХи ГС, 25.11.20.

Книги:

  • Монография «Эволюция фуги», выдержавшая два издания (Воронеж, 1998; М., 2001) 
  • Учебное пособие «Доклассические музыкальные формы». В 2 ч. Ч. 1. Музыкальное формообразование в эпоху Средневековья и Возрождения. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 60 с. Ч. 1 – Музыкальное формообразование в эпоху барокко. – Воронеж: ВГПУ, 2017. – 292 с.
  • Лекции по дисциплине Полифония. Ч.1. Многоголосие Средневековья, Полифония эпохи Возрождения: Учебное пособие. – Воронеж: ВГИИ, 2021. – 134 с. https://reader.lanbook.com/book/191236#1 

Статьи:

  • Принцип линеарности полифонического голосоведения в инструментальной музыке Баха // Полифоническая музыка. Вопросы анализа. – М., 1984.
  • Использование графических методов анализа в вузовском курсе полифонии //Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики. – М., 1984.
  • О принципе стабильности многоголосия в инструментальной фуге Баха // Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа. – М., 1986.
  • О претворении принципа контраста в инструментальной фуге Баха // Проявление контраста в музыке. – Воронеж, 1988.
  • К вопросу об исторических истоках полифонии пластов // О взаимодействии традиционных и новаторских черт в искусстве – Воронеж, 1990.
  • Фактурные модели и принципы фактурного развития в инструментальных фугах Баха // Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования – Воронеж, 1992.
  • Приоткрывая завесу над тайной своего Пути (о Пятой сонате для фортепиано и голоса М.Зайчикова) – Музыкальная академия, 1999. – № 1.
  • «Очень холодно в судный час» или Тема смерти глазами современника (о Сонате для виолончели и фортепиано М.Зайчикова) // Процессы музыкального творчества. – Вып. 6. – Труды РАМ им. Гнесиных – М., 2003.
  • Мадригал и мотет XVI века – два вектора музыкального формообразования // Музыкальное искусство в контексте современной культуры – Воронеж, 2004.
  • Полифонические формы раннего барокко // Известия Воронежского госпедуниверситета. Т.255: Музыка. – Воронеж, 2005.
  • О некоторых проявлениях композиционного мышления в музыке позднего Средневековья и Возрождения // Процессы музыкального творчества. Вып. 8. – Труды РАМ им.Гнесиных. – М., 2005.
  • Процессы стабилизации гомофонного тематизма в эпоху барокко // Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов: мат. научн. конф. – Воронеж, 2005.
  • Концертная форма в курсе анализа музыкальных произведений // Музыкальное искусство и образование: опыт, традиции, современность. Вып. 7. – Белгород, 2007.
  • Барокко: от мотета к фуге // Музыкальная академия, 2008. – № 1.
  • Фактор законченности музыкальной формы: вопросы эволюции // Музыкальное искусство в контексте современной культуры – Воронеж, 2008.
  • Фактор контраста в ритурнельно-фугированных формах И. C. Баха // Проблемы музыкальной науки. 2012 № 1.
  • Об одной «утерянной» музыкальной форме // Проблемы музыкальной науки. 2013 № 2.
  • О полифоническом цикле И. Ельчевой «24 прелюдии и фуги» // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 4.
  • Ф.Мендельсон Квартет ор. 13 ля минор: прощание с Бетховеном // Сб. по материалам (XV международной научной конференции. – СПб.: издат. Международной объединенной академии наук МОАН), 2019. – С. 39-44.
  • Принцип оппозиции в музыкальной драматургии И.С.Баха // сб. МОАН Научные тенденции. Филология, Культурология, Искусствоведение (по мат. науч. конф. 26.05.2020). – Санкт-Петербург: МОАН (Междунар. Объединенная ак. наук). – С. 32-38.
  • Принцип хроматической пружины в полифонической теме // Ученые записки РАМ им. Гнесиных, 2020 № 3. – Москва, РАМ им. Гнесиных. – С. 63-72.
  • Ритурнельный принцип в эпоху барокко: внеконцертные жанровые преломления // Диалог искусств и арт-парадигм «Art-Barocco» 4 ноября 2020 г. – Саратов, 2020. – С. 324-338.
  • Сквозная форма в хоровых произведениях Д.Бортнянского: к вопросу о специфике музыкально-прозаических форм // Музыкальное образование в России: сохранение традиций и развитие новых стратегий: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (25-26 марта 2021 г.). – Пермь, 2021. Т.1. С.87-96.
  • Преемственность принципов формообразования К.Джезуальдо в творчестве Д.Бортнянского // Европейская художественная культура как ресурс развития мировой цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной Интернет-конференции (с международным участием) 7 октября – 5 ноября 2021 г. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В.Рахманинова, 2021. С. 88-103.
  • К.Джезуальдо – Д.Бортнянский: парадоксальные линии пересечений (к вопросу о конструировании композитором словесного текста в хоровых сочинениях // Диалог искусств и арт-парадигм. Картина мира: Статьи. Очерки. Материалы. Т. 27: по материалам VIII Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» 16 ноября 2021 г. – Саратов, 2022. С. 238-251.