Отделение теории музыки функционировало с момента открытия вуза в качестве подразделения объединенной кафедры теории и истории музыки, а после ее разделения в 2007 году оно преобразовано в самостоятельную кафедру. Первым заведующим кафедрой был М.А. Зайчиков – видный композитор и преподаватель теоретических дисциплин, выпускник нижегородской консерватории по классу И.В. Способина и А.А. Нестерова. С 1978 по 1981 годы объединенную кафедру возглавлял авторитетный музыковед-историк, воспитанник крупнейшего ленинградского ученого М.С. Друскина – Г.И. Лапчинский, а отделение теории музыки – ученик легендарного профессора И.И. Дубовского, представитель алматинской и ленинградской музыковедческих школ Е.Б. Трембовельский. С 1981 года Трембовельский стал заведовать объединенной кафедрой, а с 2007 года по настоящее время – кафедрой теории музыки.

         В настоящее время эта кафедра – одна из наиболее авторитетных в стране. Ею разработана серия современных учебных пособий и программ, написаны фундаментальные монографии. А по ряду научных отраслей она занимает лидирующие позиции. Так профессор, доктор искусствоведения В.Э. Девуцкий известен новаторскими разработками теории музыкальной фразировки и драматургии, точных методов анализа произведений, учебником «Стилистический курс гармонии», Пособием по хоровому сольфеджио. Принципиальны и новы достижения профессора, доктора искусствоведения Е.Б.Трембовельского в вопросах методологии музыкознания, классификации типов полиладовости и музыкальной фактуры, мышления Мусоргского, национального симфонизма, феномена «произведение», взаимодействия композиторского и народного творчества, столичных и периферийных культур. Кандидатом искусствоведения, профессором Л.Л. Крупиной получены высокие результаты по темам формообразования в музыке Средневековья, Возрождения и Барокко, эволюции фуги, полифонического голосоведения в разных, в том числе современных стилях. Свежей постановкой вопросов сонатного формообразования, тематического становления, предыктовости и модального сольфеджио отмечены труды кандидата искусствоведения, доцента Н.В.Белянской. С научным осмыслением сложнейших проблем музыкальной критики как феномена культуры связаны достижения кандидата искусствоведения, доцента А.В.Украинской (успеху ученого способствует активная публицистическая деятельность). Ярко заявила о себе и кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Девуцкая, уверенно вошедшая в научное сообщество с инициированными ею новыми аналитическими подходами к сочинениям  музыкального авангарда ХХ столетия (в первую очередь, Веберна и Булеза), а  также к опусам Шостаковича и сочинениям романтиков. Отлично зарекомендовали себя и принятые на кафедру выпускники нашего вуза, а затем и аспирантуры – кандидат искусствоведения Т. В. Новикова, занимавшаяся природой композиторского новаторства, и старший преподаватель И. Г. Разинкова, работающая, одновременно, в должности помощника проректора по учебной работе и исследующая романсы Рахманинова и их транскрипции. Еще один молодой преподаватель – Миловкина М. В. – является помощником проректора по научной работе, изучает традиции романтизма в современном творчестве.

Читать далее

Давней традицией кафедры стало и проведение научных и учебно-практических конференций. Первая из них «Роль музыкально-теоретического образования в воспитании музыканта» состоялась еще в 1978 году.  В последующие годы были проведены несколько «Дней музыковеда» и научные форумы –  «Традиции и новаторство в современном искусстве», «Композитор и время», «Проявления контраста в музыке», «Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования», «Научные концепции Ю.Н. Холопова в свете современного музыкознания», «Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования». Материалы некоторых из этих конференций опубликованы в подготовленных кафедрой сборниках статей:

         На кафедре сохраняются высокие профессиональные и  культурные традиции. В их числе – творческие встречи с крупными музыкантами – композиторами и музыковедами: Э.В.Денисовым, Ю.А.Фортунатовым, Ю.Г.Коном, Ю.С. Коревым, О.В.Соколовым, М.Г. Коллонтаем, М.А.Этингером, А.Н.Мясоедовым, Т.В.Цареградской, П.В.Меркурьевым, В.Н.Холоповой, В.А.Екимовским, В.Г.Тарнопольским, А.И.Демченко, А.А. Ровнером, А.М. Цукером и многими другими. Практикуются и выступления перед своими коллегами и студентами членов кафедры. Они постоянно приглашаются и в другие учебные заведения – вузы и колледжи – для чтения лекций, участия в международных и всероссийских научных конференциях.

         Для студентов средних учебных заведений России кафедра организовала и провела более полутора десятков зональных Олимпиад, призванных поднять престиж и повысить уровень музыкально-теоретического образования. Воспитанники кафедры (студенты и аспиранты) регулярно выступают с докладами на международных, всероссийских и зональных конференциях (некоторые их доклады опубликованы), участвуют в мероприятиях Союза композиторов, сотрудничают с газетами и радио.

Преподаватели кафедры

заведующий кафедрой, профессор
- Заслуженный деятель искусств России,
- Лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича
- Почетный деятель Союза композиторов России
- Член Союза композиторов России
- Секретарь (член Совета) СК России
- Член Союза театральных деятелей России
доктор искусствоведения
профессор
- Заслуженный работник высшей школы России
- член Союза композиторов России
доктор искусствоведения
профессор
кандидат искусствоведения
кандидат искусствоведения
доцент
кандидат искусствоведения
доцент
Член Союза композиторов России
кандидат искусствоведения
старший преподаватель
старший преподаватель
член Союза композиторов России