Украинская Анна Вадимовна
доцент
кандидат искусствоведения
Член Союза композиторов России
Телефон
Адрес
ул. Генерала Лизюкова, 42
Преподаваемые дисциплины
гармония; специальный класс; практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; музыкальная критика и журналистика; журналистская практика
Квалификация
музыковед, преподаватель
Общий стаж работы
с 1985 года
Стаж работы по специальности
с 1985 года
Краткая профессиональная биография

Украинская А. В. (псевдоним Шалагина) в 1985 году с отличием окончила Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Музыковедение», в 2006 г. – аспирантуру при ВГАИ с защитой диссертации «Современная критика и ее влияние на отечественную культуру» (научный руководитель – профессор Трембовельский Е.Б.).

После окончания консерватории работала на кафедре теории и истории музыки ВГИИ, в 1988 – на теоретическом отделении Молодечненского училища (Беларусь). Вернувшись в Воронеж, совмещала преподавательскую работу (в том числе в ССМШ, с 2003 года в Институте искусств, где успешно вела гармонию, теорию музыки, анализ музыкальных форм, сольфеджио, полифонию, специальный класс, музыкальную критику, журналистскую практику) с активной деятельностью журналиста, музыкального и театрального критика. С 1995 была корреспондентом (штатным и внештатным) газеты «Коммуна», работала заместителем редактора газеты «Воронежские музы», руководителем музыкально-драматической части Воронежской филармонии. В юбилейном альманахе к 100-летию «Коммуны» одна из статей Анны Вадимовны выделена как лучшая за 1998 год.

В качестве музыкального журналиста Анна Вадимовна снискала известность и заслуженный авторитет. Опубликовала порядка 300 статей в центральных и региональных изданиях – журналах «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Проблемы музыкальной науки», «Подъем», «Кольцовский сквер», газетах «Коммуна», «Воронежская неделя», «Воронежский курьер», литературно-художественном издании «Воронежцы: известные люди в истории края». В 2009 была направлена Союзом театральных деятелей на семинар оперных критиков, проходивший в рамках ХХII Собиновского фестиваля в Саратове, где участвовала и в работе жюри на конкурсе молодых вокалистов. Ежегодно получала аккредитацию от газеты «Коммуна» для освещения событий международного платоновского фестиваля искусств. Как член секции критиков при СТД включается в Экспертный совет театрального конкурса «События сезона». 

Музыкально-критическая деятельность Анны Вадимовны определила ее научные интересы, результатом чего стала защита диссертации, а также публикация двух монографий – «Музыкальная критика: перекресток науки и публицистики (2005) и «Территория творчества: сообщество композиторов Воронежского края» (последняя в соавторстве с Е.Б.Трембовельским, 2010). Сегодняшняя сфера ее научных интересов связана с изучением личности и творчества принца П.Г. Ольденбургского. С этой темой она выступала на Международной научной конференции в Петрозаводске (2020), а также принимала участие в Ольденбургских чтениях в рамках VII Санкт-Петербургского международного форума (2018).

Анна Вадимовна успешно осуществляет подготовку студентов-дипломников и аспирантов. В 2011 году студент ее класса М. Тихонов стал стипендиатом Международного Вагнеровского Союза и принял участие в Вагнеровском фестивале оперного искусства (Байройт, ФРГ).

  • Почетная грамота Администрации городского округа город Воронеж – за активное участие в культурной жизни городского округа город Воронеж и в связи с профессиональным праздником Днем работника культуры (от 13 марта 2013 г.); 
  • Почетная грамота от Управления культуры и туризма Воронежской области – за развитие музыкального искусства Воронежской области в связи с Днем работника культуры (2018);
  • Благодарность ВГИИ за активное участие в мероприятиях Всероссийской научной конференции X Болховитиновские чтения (приказ от 27.10.2017 № 270-ОД);
  • Благодарность Воронежской Областной Думы (2021).
     
  • «Современные проблемы теории и истории муз. искусства», 72 ч., Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 30.10.2015.
  • «Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательных организациях высшего и среднего образования», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 13.11.2017.
  • «Функционирование электронной информационно-образовательной среды Вуза», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 30.03.2018–04.05.2018. 
  • «Актуальные вопросы современного музыкознания» 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 17.05.2018.
  • «Системное администрирование» на тему «Организация удаленной работы в не-ИТ сфере», 24 ч., ФГБОУ ВО РАНХи ГС, 25.11.2020.
     

Список основных трудов А.В. Украинской (Шалагиной)

  1. Основы музыкальной критики. Учебно-методическое пособие. – Воронеж, 2011. – 30 с.
  2. Музыкальная критика в современной культуре. Конспект лекций. – Воронеж, 2011. – 64 с.
  3. Шалагина А.В. Музыкальная критика: перекресток науки и публицистики. Монография. – Воронеж, 2005. – 182 с.
  4. Трембовельский Е., Шалагина А. Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края. – Воронеж, 2010. – 270 с.
  5. Шалагина А.В. Все так же манящая критика… – Музыкальная академия. – 2004. – № 3. – с. 35-37.
  6. Шалагина А.В. Открыть перспективы или закрыть занавес? (Союз композиторов в ракурсе исторической парадигмы). – Музыкальная академия. – 2008. – № 1.
  7. Шалагина А.В. Музыкальные магистрали и музыкальные мосты. – Музыкальная академия. – 2009. – № 2.
  8. Скрынникова О., Украинская А. Евгений Борисович Трембовельский. – Проблемы музыкальной науки. – 2011/2 (9). – с. 145-153.
  9. Украинская А.В. Творческий портрет Е. Трембовельского. – Статья в Историко-культурной энциклопедии Воронежа. – Воронеж, 2011.
  10. Украинская А.В. Союз композиторов: проблемы прошлого и будущего. – Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее Болховитиновские чтения (17-19 октября 2007). – 2007: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2008.
  11. Украинская А.В. Трансформация методологии в сторону интеграции наук (проблемы музыкальной критики). – Интеграция наук как методологический феномен художественного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2003. – с. 40-42.
  12. Украинская А.В. Генезис научного знания о музыкальной критике. – Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Сб. научных трудов. – Вып. 17. – Воронеж, 2003. – с. 72-83.
  13. Украинская А.В. Диалектика объективного и субъективного в музыкальной критике. – Музыкальное искусство в контексте современной культуры: сборник статей. – Воронеж, 2004. – с. 16-21.
  14. Украинская А.В. Современная культура и музыкальная критика в аспекте аксиологии. – Тезисы научно-практической межвузовской конференции. – Тамбов, 2004. – с. 103-105.
  15. Украинская А.В. Цензура, пропаганда и музыкальная критика. – Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2005.
  16. Шалагина А. В. Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края (соавтор Трембовельский Е. Б.). – Воронеж, Изд. «Кварта», 2010.
  17. Украинская А.В. В диалоге со временем, или Формула скачка // Проблемы музыкальной науки, 2016, № 1 – С. 133.136.
  18. Украинская А.В. Один учебник нотной грамоты в многочисленных виражах истории: на пути от Болховитинова к современности // «Подъем», № 12. – Воронеж, 2019.
  19. Украинская А.В. В параллели со временем. К юбилею Евгения Трембовельского // «Музыкальная академия», № 3. – Москва: Композитор, 2019. – С. 256-261.
  20. Украинская А.В. Два этюда о творчестве принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Этюд первый «Идеи и рифмы. Простота или божественные откровения?» // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том 36. По материалам IX Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART IX» 22 февраля 2022 года Шестидесятники XIX века.
  21. Украинская А.В. Два этюда о творчестве принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Этюд второй «Опера принца Петра Гергиевича Ольденбургского «Кетхен из Хайльбронна, или Испытание огнем». Парадокс несовпадений времен и стилей» // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том 36. По материалам IX Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART IX» 22 февраля 2022 года Шестидесятники XIX века.