Ушаков Дмитрий Львович
старший преподаватель
член Союза композиторов России
Преподаваемые дисциплины
Основы композиции
Квалификация
Концертный исполнитель, концертмейстер, преподаватель;
Композитор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Общий стаж работы
с 1990 года
Стаж работы по специальности
с 1990 года
Краткая профессиональная биография

Д.Л.Ушаков родился в 1971году в г.Воронеже. Обучался в детской музыкальной школе 
№7, затем в Воронежском музыкальном училище как пианист. Увлекшись композицией, со 
второго курса училища перевелся на отделение теории музыки. Поокончании с отличием в 
1990году Воронежского музыкального училища продолжил профессиональное образование в 
Москве. Д.Л.Ушаков– выпускник теоретико-композиторского факультета (1995) и класса 
органа Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (1996, оба 
факультета– сотличием), а в 1995-1997 годах там же прошел ассистентуру-стажировку 
(класс проф. А.С.Лемана). Дипломной работой Д.Л.Ушакова был Концерт для фортепиано с 
оркестром, сыгранный автором в Большом зале Московской консерватории. Параллельно с 
учебой начал педагогическую деятельность, работая в Детской музыкальной 
школе№5г.Москвы преподавателем композиции и концертмейстером.
Обращение к Православию повлекло за собой глубокое изменение и переосмысление 
идейно-эстетических принципов, что позже привело к сочинению музыки на иной духовно-
нравственной основе. Результатом стало сочинение композиций на литургические и духовно-
поэтические тексты. В2001году Д.Л.Ушаков создает православный любительский хор 
«Духовная беседа», занятия которого через десять лет преобразованы в «Общедоступные 
курсы церковного пения» на базе миссионерского центра Воронежско-Борисоглебской 
епархии.
По окончании регентского отделения Воронежской Православной духовной семинарии в 
2004году Дмитрий Львович был рукоположен в сан диакона и с этого момента служит в 
Успенском семинарском храме г.Воронежа. Продолжается педагогическая деятельность 
Д.Л.Ушакова– с 2004 года он преподает на регентском отделении семинарии, ас 2005года в 
Воронежском государственном институте искусств читает курс по истории церковной музыки и 
основам композиции.
В 2003 году Д.Л.Ушаков становится членом Воронежской региональной организации 
Союза композиторов России. Внастоящее время талантливый композитор реализует себя как 
исполнитель собственных музыкальных сочинений, а также проводит тематические 
музыкальные вечера в Воронежской православной семинарии.

1) Удостоверение о повышении квалификации № 14 от 21.12.2018 по программе 
подготовки регентов, реализуемых в духовных учебных заведениях Русской 
Православной церкви (16 ч., Екатеринбургская духовная семинария, 2018 г.);
2)   Удостоверение о повышении квалификации № 21 от 12.11.2021 по программе 
подготовки регентов, реализуемых в духовных учебных заведениях Русской 
Православной церкви (16 ч., Екатеринбургская духовная семинария, 2021 г.).
 

Симфонические сочинения:

  1. Камерная симфония для 16-ти струнных – одночастная.
  2. Концерт для фортепиано с оркестром – одночастный.

Хоровые сочинения:

  1. «Ходил-походил месяц по небу» – концертная обработка рождественской колядки: для большого хора, для женского хора, для малого смешанного хора.
  2. Семь духовных песен на сл. Р. Горевича для детского хора: «Днесь родился Бог…»; «Прощаясь с уходящим годом…»; «Твоему Кресту, Спаситель…»; «Повсюду дыханье весны разнеслось…»; «В дни Поста»; «В неделю ваий»; «Пасхальное утро».
  3. «Свят и тих» – рождественская фантазия на сл. Ю. Шевченко для женского хора.
  4. «Не вели ветры» – концертная обработка русской народной песни для большого хора.
  5. «Молитва дитяти» на стихи И. Никитина для женского хора.
  6. «Месяц ясный» – концертная обработка рождественской колядки для большого хора.
  7. «Источник духовный» – концертная обработка старинного канта для большого хора.
  8. «Над городом ночью звезда расцвела» для солиста-тенора и женского хора.
  9. Переложения: Т. Хренников «Московские окна» для женского хора, Т. Хренников «Ты меня оставил, Джемми» для женского хора и фортепиано.
  10. «Вдоль да по речке» – концертная обработка русской народной песни для большого хора.
  11. «Взгляни сюда» – концертная обработка рождественской песни для женского хора.

Богослужебные песнопения для церковных хоров, включая переложения и редакции для различных составов:

  1. «Херувимская песнь» для малого смешанного хора.
  2. «Иже херувимы» /Самуиловская/: для мужского трехголосного хора, для мужского четырехголосного хора.
  3. «Свете тихий»: для мужского хора, для малого смешанного хора.
  4. «Ныне отпущаеши»: для малого смешанного хора, для мужского хора, для женского хора.
  5. «Трисвятое» /греческое/: для малого смешанного хора, для женского хора, для мужского хора.
  6. «Херувимская песнь» /знаменного распева/ для женского трехголосного хора.
  7. «Кондак в Неделю сыропустную» для женского хора.
  8. «Кондак Успению» /из Акафиста/ для смешанного хора.
  9. «Великое свословие» знаменного распева для женского хора.
  10. «Днесь висит на древе» /15-й антифон утрени Великой Пятницы, знаменного распева для солиста и женского хора/.
  11. «Задостойник Введения» /напева Троице-Сергиевой лавры/ для женского хора.
  12. «Часы Пасхи»: для женского хора, для мужского хора.
  13. «От восток солнца» для большого смешанного хора.

Камерно-инструментальные сочинения:

  1. Две пьесы для духовых инструментов: Дуэт для кларнета и фагота, Трио для флейты, валторны и фагота.
  2. Марш для тарелок и фортепиано.
  3. Маленькая сюита: Семь пьес для фортепиано: Praeludium; Менуэт; Ноктюрн; Praeludium aeternum; Марш; Скерцо; Postludium.
  4. Маленькая сюита: Семь пьес – редакция для струнного трио: Praeludium; Менуэт; Ноктюрн; Praeludium aeternum; Марш; Скерцо; Postludium.
  5. Партита для фортепиано в 5-ти частях.
  6. Вариации для фортепиано.
  7. Соната для флейты и фортепиано в 3-х частях.
  8. Октет для квартета деревянных духовых и квартета струнных в 2-х частях.
  9. Соната для скрипки и фортепиано в 2-х частях.
  10. Камерный концерт для фортепиано и 10-ти инструментов – одночастный.
  11. «Двенадцать пьес для скрипки-solo».
  12. «По прочтении Шакунталы» – пьеса для органа.
  13. «По прочтении Шакунталы» – пьеса для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.
  14. «Три тональности мастера Куана» по мотивам китайской народной повести для арфы соло.
  15. Концерт-поэма для альта-соло – одночастный.
  16. Концерт-поэма – редакция для двух альтов.

Камерно-вокальные сочинения:

  1. «Моссовет – в Москве хозяин» – шуточная интермедия на сл. А. Барто для трех сопрано, ударных, трех скрипок, виолончели и двух фортепиано.
  2. Два романса: «На небесах печальная луна…» на стихи А. Пушкина; «Небо и звезды» на стихи М. Лермонтова.
  3. Вокальный цикл на стихи древнегреческих поэтов для сопрано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и скрипки в пяти частях: Платон «Пан»; Алкей «К Эроту»: Сапфо «Близ луны прекрасной…»; Алкман «О, Левкастида!..»; Архилох «То не пращи засвистят…».
  4. «Три латинских стихотворения» – вокальный цикл на стихи Катулла и Горация для меццо-сопрано, флейты, арфы и контрабаса (1994 г.): «Minister vetuli puer Falerni» (Катулл); «Persicos odi, puer, apparatus…» (Гораций); «Quaeris, quet mihi basiationes…» (Катулл).
  5. «Чертог Твой вижду, Спасе…» на сл. Р. Горевича – песня для голоса и фортепиано.
  6. Три стихотворения Р. Горевича – вокальный цикл для высокого голоса и фортепиано.
  7. «Силоамские воды» – цикл песен на стихи разных авторов для голоса и фортепиано.
  8. «Песни для детей Божьих» – цикл песен на сл. Ю. Шевченко для голоса и фортепиано.
  9. Два дуэта на стихи И. Никитина для женских голосов и фортепиано.
  10. «Ау, мое детство» – романс на сл. В. Суминой для сопрано и фортепиано.
  11. Духовные песни разных лет на сл. Н. Латкиной, инокини Елисаветы (Карагановой), народные и неизвестных авторов.

Издания:

  1. «Утешение и наказ» – сборник православных песен для детей и юношества для голоса и фортепиано. – Воронеж, 2007.
  2. «От юности моея» – сборник православных песнопений для женского хора /УшаковД.Л. – составитель, автор ряда песнопений и всех включенных в сборник переложений/. – Воронеж, 2011.