В этом году в значимый для нашей страны день 9 мая отмечает свой юбилей Лизунова Елена Семеновна, доцент кафедры педагогики, методики и общего курса фортепиано, замечательный, удивительной души человек и музыкант. Она представляет поколение людей, искренно преданных своей раз и навсегда избранной профессии и связавших всю свою жизнь с нашим институтом, ставшими незаменимыми наставниками для своих учеников.
Студентка 2 курса отделения музыковедения Дарья Сидорова взяла интервью у Елены Семеновны, которое, как видится, будет интересно коллегам юбиляра и студентам музыкального факультета.
Дарья Сидорова (далее - Д.С.): Елена Семеновна, поделитесь, пожалуйста, как Вы пришли в музыку?
Елена Лизунова (далее – Е.Л.): С детства мне прививали интерес к музыке и пению, игре на музыкальных инструментах. В классе у моей первой учительницы стоял рояль, и он сразу привлек моё внимание. В музыкальную школу в шестилетнем возрасте меня привела мама. Интерес к музыке усиливался во мне весь период обучения в музыкальной школе, а потом и в музыкальном училище, и постепенно превратился в настоящую любовь – любовь к музыкальному искусству. Надо сказать, что музыкальная школа №1 Центрального района уже тогда славилась своими педагогами и была хорошо известна в городе.
Д.С.: Почему Вы решили сделать музыку своей профессией?
Е.Л.: Мне очень повезло с учителями. Необыкновенные специалисты работали в Центральной музыкальной школе - Рожкова Мария Семеновна (фортепиано), Вера Николаевна Преображенская (сольфеджио), Юрий Петрович Баландин (теория музыки). Очень интересно было заниматься ещё и потому, что со мной учились талантливые ребята - Светлана Сорокина (Иванова), Александр Поляков, Александр Смольянинов и др., сейчас известные музыканты и педагоги. После окончания школы я стремилась продолжить образование в музыкальном училище (теперь это колледж имени Ростроповичей - один из лучших в регионе).
Поступить было непросто - предстояли сложные экзамены по специальности (фортепиано) и сольфеджио. И снова мне посчастливилось учиться у замечательных педагогов - Игоря Николаевича Пожидаева по специальному фортепиано, Юрия Петровича Баландина и Михаила Антоновича Зайчикова по сольфеджио и теории музыки, а по музыкальной литературе у необыкновенной Лиры Ивановны Бочаровой. Методику преподавания игры на фортепиано я изучала у знаменитой Тамары Васильевны Юровой, которая до сих пор остаётся для меня примером замечательного педагога и человека.
Дальнейшее моё музыкальное образование продолжилось в только что открытом (как будто специально для меня!) Воронежском государственном институте искусств. Я была счастлива вновь заниматься в классе моего любимого Игоря Николаевича Пожидаева. Годы учёбы пролетели как один день, навсегда оставив в душе чувство восхищения и благодарности моим учителям.
И опять судьба благоволила мне - после окончания учёбы в институте мне было предложено остаться в alma mater сначала в качестве концертмейстера, а через год и начать педагогическую работу.
Д.С.: Вы назвали много имен, и назвали их настоящими педагогами. Почему?
Е.Л.: Они вдохновляли нас искренней заинтересованностью в своем деле, профессионализмом, увлеченно преподавали свои предметы. К студентам относились достаточно строго, требовательно, но очень уважительно и доброжелательно.
Д.С.: Какие образы, стили, направления, какие композиторы из области академической музыки Вам наиболее близки?
Е.Л.: У меня много любимых композиторов. Из наиболее близких мне по духу назову Рахманинова, Бетховена. Интересная, яркая музыка у Шостаковича.
Д.С.: Как Вы относитесь к современной музыке?
Е.Л.: Для меня музыка современности разная. К песням профессиональных композиторов отношусь хорошо. Например, к Александре Пахмутовой, отцу и сыну Дунаевским, известными необыкновенными образцами песен для исполнителей-профессионалов в эстрадном жанре, я их очень ценю. Из зарубежной - считаю достойной музыку групп «The Beatles», «ABBA». А полупрофессиональную или вообще непрофессиональную не воспринимаю всерьез.
Д.С.: На какой репертуар Вы ориентируете своих студентов и почему?
Е.Л.: На классический - потому что это базовые знания. Полифонические сочинения, произведения крупной формы, пьесы романтического или другого содержания, импрессионистские опусы... Есть, конечно, и сочинения современных композиторов, которые мы тоже изучаем.
Д.С.: Какие качества, по вашему мнению, для педагога важны? Каким должен быть настоящий педагог?
Е.Л.: Во-первых, хорошо образованным, профессионально грамотным, досконально разбирающимся в своем предмете. Во-вторых, конечно, требовательным, и, в-третьих, на мой взгляд, заинтересованным в понимании проблем своих учеников, по возможности, конечно. Он так же должен быть доброжелательным, иначе не получится нормальной работы в классе. А еще педагог должен быть для учеников быть воспитателем и наставником в профессии.
Д.С.: Как Вы понимаете, что такое требовательность?
Е.Л.: Если какая-то пьеса оказалась не освоенной учеником, студентом, то нужно потребовать, чтобы он обязательно хорошо разобрал, выучил это произведение. Но требовательность не должна переходить в грубость, это уже из другой области. Что касается воспитания, педагог должен вести своих учеников за собой, и, по возможности, вдохновлять на творческие поиски. Есть, конечно, неподдающиеся (у всех разный характер!), но тогда можно попробовать иначе подойти к проблеме, объяснить ее как можно интереснее и доходчивее. Воспитывать нужно и своим примером, и примером замечательных людей прошлого времени, композиторов, общественных деятелей. Я считаю, что преподаватель должен быть и воспитателем, и наставником в одном лице.
Д.С.: Видите ли Вы, как меняются студенты на протяжении всего обучения?
Е.Л.: Да. Есть очень хорошо подготовленные студенты, и они дальше и дальше совершенствуются и превосходно заканчивают курс обучения. Есть, наоборот, очень хорошо подготовленные ученики, но потом, используя свою базу, они мало занимаются и перестают расти. Это зависит, прежде всего, от характера. Если не достает волевых качеств, то такие студенты, к сожалению, к старшим курсам могут не вполне созреть профессионально. Очевидно и наличие небольшой прослойки достаточно талантливых, но ленивых ребят, что очень сильно мешает их росту. Это редкие случаи, но они есть. Мне остается только сожалеть, что есть и такие, которые не выдерживают больших нагрузок и постепенно сходят с дистанции. Но, в основном, все студенты в нашем институте становятся более профессиональными, более рассудительными, знающими.
В том числе, меня радует, что мой предмет они осваивают достаточно хорошо и глубоко. Это отмечает комиссия с каждым годом. На первом курсе это не так заметно, но где то уже ко второму курсу, во втором полугодии уже видно, насколько студенты взрослеют, становятся более яркими, умеющими интересно исполнять произведения.
Д.С.: Вы упоминали про талантливых ребят и про их развитие. Как Вы понимаете, кто обладает талантом, а кто нет?
Е.Л.: В последнее время я начала понимать, что талант - это еще не все. А трудолюбие, ответственность и воля к занятиям, любовь к музыке в широком смысле решает многое. Я убеждена, что талант включает прежде всего эти качества.
Д.С.: Вы сейчас отметили, что с талантом сопряжены трудолюбие и ответственность, но при этом отмечаете, что есть талантливые, но ленивые студенты. Можно ли тогда сказать, что те, кто ленив, не обладает талантом?
Е.Л.: Студент может быть талантливым, но постепенно талант будет угасать и превратится, не будем говорить, что в посредственность, но что-то очень к ней близкое.
Д.С.: То есть талант дан не с рождения, а нарабатывается?
Е.Л.: С рождения много чего дано. Есть просто талантливые люди, есть люди универсальные. Но если они не будут свой талант как-то укреплять своей систематической работой, то он постепенно сойдет «на нет».
Д.С.: В таком случае, какие качества музыкант должен иметь, чтобы называться профессионалом?
Е.Л.: Владение инструментом, музыкальность, работоспособность
Д.С.: Как студенты разных специальностей относятся к Вашему предмету?
Е.Л.: Конечно, по-разному. Студенты, которые серьезно относятся к своей специальности, с любовью относятся и к фортепиано. Например, есть очень хороший кларнетист, он очень любит музицировать на фортепиано, сочиняет. Он очень трудолюбив. Но есть ребята, которые наоборот, сначала загорелись, играют, а потом перестают работать, и к четвертому курсу теряют свои навыки. Большинство студенток, в основном, относятся с уважением к этому предмету. В-основном, учатся девочки, уже окончившие колледж, и они хотят дальше совершенствоваться, по мере сил и возможностей, чтобы владеть фортепиано. Они понимают, что этот инструмент является большим подспорьем в педагогической работе.
Мои студенты играют на разных инструментах: это домра, баян, тромбон, флейта. Среди них есть и музыковеды. Заметно, что музыковеды особенно стараются заниматься, потому что для многих их них основной инструмент - это фортепиано. Также важно владение фортепиано для студентов хорового отделения. Да, хором они руководят, но очень большую роль в их работе занимает игра хоровых партитур разных стилей и жанров, а также классической музыки, требующей изучения. Многие специальности тесно связаны с игрой на фортепиано, особенно хоровое дирижирование и музыковедение.
Д.С.: Допустим, что хоровикам и музыковедам действительно нужен этот предмет, но зачем он нужен студентам, которые играют на духовых, народных, струнных инструментах?
Е.Л.: Во-первых, студенты, играющие на духовых инструментах, впоследствии преподают. Не всегда у педагога на занятии есть флейта, показать ученику, как сыграть ту или другую фразу, студент, окончивший наш институт, может, что он и делает. «Народников» и «струнников» это касается также. Я наблюдала, как педагог показывал на фортепиано эпизоды и целые произведения из исполняемого репертуара, темы фуг или какие-то подголоски. Это обязательная часть работы педагога, а фортепиано предстает как универсальный инструмент, который может воспроизвести музыку, написанную для любого инструмента.
Д.С.: Как Вам кажется, отличаются ли студенты 90-х и сегодняшнего времени? Чем друг от друга отличаются эти поколения?
Е.Л.: Это очень интересный вопрос. Конечно, каждое поколение несет свою информацию, свою эмоциональность, любопытство, кругозор. Например, это просто поразительно, насколько у студенток девяностых годов была развита потребность заниматься, учиться, хотя экономически это были непростые времена. Было видно, что они за своими инструментами и за фортепиано сидели днями, если это было возможно. При этом они были более эмоционально спокойнее, рассудительнее, понимали важность занятий.
Ребята XXI века очень интересны. У них, как я замечаю, более быстрая реакция на новую информацию, более яркий эмоциональный отклик на произведение. У них более живой ум в большинстве, но я не говорю, что это всем присуще. Удивительно, что они могут быстро выучивать музыкальные произведения, у них есть легкость какая-то в подходе к обучению. Я имею в виду хороших студенток, тех, которые поступили сюда получить знания, и как можно больше. Мне это очень нравится. Они ловкие, стремятся участвовать в конкурсах, чего не было категорически в 90-х годах, когда невозможно было участвовать во всероссийском конкурсе или международном. Почему? Потому что их просто не было. А потом появились организации, которые предоставляли такую возможность для молодежи, и чем дальше, тем их было больше. Радует, что постепенно повышается уровень таких конкурсов, как и уровень требований к исполнителям. Но то, что инициативность молодых музыкантов выросла в несколько раз, очень радует! В этом их отличие от своих предшественников.
Д.С.: А что было в нулевые, десятые годы?
Е.Л.: В нулевые было мало возможностей. Страна постепенно восстанавливалась после кризиса, совершенствовалась, давала молодежи реализоваться во многих вещах, свободнее раскрывать свои таланты. Сейчас появились очень хорошие возможности, их надо только увидеть и воспользоваться этим и не бояться! Но то, что современная молодежь отличается от своих предшественников - это факт.
Д.С.: Как менялся ВУЗ на протяжении вашей учебы и работы?
Е.Л.: Скажу так: блестящая профессура, педагоги, которые стояли у истоков института, создали уникальные традиции, которые поддерживались ими на протяжении этих десятилетий. Радует, что они сохранились и сберегаются до настоящего времени. В специальных классах получают огранку талантливые студенты, как театрального, музыкального факультетов, так и факультета живописи. Они рано начинают преподавать, еще такими юными-юными, но рядом со своими наставниками быстро достигают значительного профессионального роста - получаются замечательные педагогические кадры. Так постепенно и выращивается новая профессура!!!
Для меня важно, что на протяжении многих лет сохраняются старые традиции и появляются новые. Могу отметить колоссальную работу профессуры отделения музыковедения: Девуцкого Владислава Эдуардовича, Крупиной Ларисы Леонидовны, Трембовельского Евгения Борисовича. Это уникальные педагоги! А какие мастера трудятся на кафедре специального фортепиано! Это Анатолий Евгеньевич Погорелов, заведующий кафедрой на протяжении многих лет, Тамара Васильевна Юрова. Они и есть те корифеи, которые до сегодняшнего времени строят великолепное здание Воронежского института искусств!
С момента своего основания институт задал высокую планку высшего образования. В его коллектив влились музыканты с традициями ведущих отечественных школ - московской, ленинградской, горьковской и др..
Д.С.: Раскройте секрет, чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?
Е.Л.: Раньше, когда могла, я каталась на лыжах, рыбалкой занималась. Увлекалась новыми современными течениями в музыке, коллекционировала и слушала пластинки. Была поклонницей некоторых направлений рок-музыки, например, группы Pink Floyd. Я считаю, что это профессиональная музыка! Так как много приходилось играть и изучать музыкальные тексты, к сожалению, читать книги получалось не так часто. Очень запомнились произведения Антуана де Сент-Экзюпери, сначала «Маленький принц», а потом и «Планета людей». Я до сих пор вспоминаю те строки, которые написал великий писатель. Много читала о Рахманинове и Бахе. Когда мы учились, нам привили вкус к фильмам не развлекательного формата, а к «артхаусу». Я до сих пор это люблю и увлекаюсь авторским кино. Очень люблю послушать хороших пианистов в записи - Святослава Рихтера, Николая Петрова, Гленна Гульда.
До сих пор свободного времени не так уж и много. Летом и осенью проходят очень интересные «Платоновские» фестивали, и передо мной каждый раз стоит задача - успеть на самые важные концерты.
Д.С.: Какое Вы можете дать напутствие будущим музыкантам?
Е.Л.: Больших успехов в творчестве, твердости характера в преодолении трудностей и, конечно, хочу вам пожелать, чтобы творчество молодых развивалось во время мирной жизни.