«Тебе любовь осталась, мне – печаль могил»

 

Федерико Гарсиа Лорка. «Кровавая свадьба»
Воронежский государственный институт искусств
Мастера курса – Владимир Петров, Сергей Карпов
Режиссер – Зураб Нанобашвили

 

Во второй на фестивале постановке Гарсиа Лорки (первая – “Дом Бернарды Альбы” выпускников ВТУ им. Щепкина) “сельскость” обстановки выведена на первый план: основу декораций составляет рассыпанное по всей сцене сено. 

Сначала его рыхлит Мать (Карина Волина). Актрисе играть матерей не впервой – она уже выходила в роли Павлы Петровны в спектакле “Женитьба Бальзаминова”. Однако характер героини Лорки сильно отличается от типов Островского – Мать в “Кровавой свадьбе” полна бесконечной боли, преследующей её на протяжении десятилетий. Она не может держать её в себе – боль рвётся из неё в каждом слове, жесте, взгляде, постоянно напоминая о себе, не давая сосредоточиться на настоящем и постоянно возвращая её к событиям прошлого. Соперничает с этим только любовь к сыну, Жениху, последнему оставшемуся в живых члену её семьи. Но даже материнской нежности сложно пробиться через стену строгости, за которой она пытается прятаться от своего горя.

Жених (Дмитрий Старокожев) крайне бережен к матери, несмотря на несколько ироничное отношение к её словам – для него её ненависть даже к самым обычным ножам, возникшая после гибели её мужа и сына, если не дикость, то просто преувеличение. Человеческое обаяние актёра располагает нас к его герою. Мы верим в его почтение к Матери и любовь к Невесте, симпатизируем его доброжелательности и оптимизму, сочувствуем ему в переломный момент, когда все его планы и надежды рухнули почти в одночасье, пугаемся того, каким мрачным и ожесточённым он становится под влиянием произошедшего.

Его Невеста (Алина Чупахина) выстраивает стену между собой и миром. Её бывший жених Леонардо (Максим Никишин) не отпускает её, и она ищет спасение в Женихе нынешнем, понимая, что это замужество не остановит Леонардо (он сам уже женат, у него есть маленький ребёнок), но может сдержать её саму. Её прошлое, не дающее ей покоя, и будущее, которого она отчаянно пытается избежать, не дают ей сосредоточиться на настоящем – тараторя дежурные слова любви, она даже не смотрит на Жениха. Когда она просит его поторопиться со свадьбой и обещает быть верной женой, он, счастливый, считает её нервозность проявлением сильного чувства, не понимая, что продиктована она страхом самой себя, своей страсти. Строгость и скромность, за которыми Невеста прячется от неё, дают первую трещину при их с Леонардо разговоре, и ломаются на свадьбе, когда она окончательно сдаётся.

Если Невеста своё будущее предвидит, но не принимает, то Жена Леонардо (Анастасия Миненко) очень быстро отказывается от попыток к сопротивлению. Видно, как она проходит все стадии в осознании того, что её муж неверен ей: от отрицания, когда она, лёжа с ним в сене, пересказывает компрометирующие его рассказы и охотно верит в его нелепые объяснения, – к гневу и торгу, когда она всё отчётливее видит его влечение к Невесте и пытается криками и упрёками удержать его, словно напоминания о том, что у него уже есть жена и ребёнок, могут остановить неотвратимое, и до принятия, когда, после внезапного исчезновения Леонардо и Невесты, она первая понимает – они убежали. И если Жених сначала не верит в это, мечется, надеясь найти Невесту, то она полным обречённого принятия голосом повторяет: «Они бежали. Она и Леонардо».

Кажется, по-настоящему здесь счастливы только Нищие, они же, по пьесе, Луна и Смерть. Елизавета Перепечаева и Артём Калистратов, неземные фигуры с белым гримом на лице, по большей части бессловесны – разве что Нищая иногда смеётся, наблюдая за ломающимися перед ними судьбами, а ближе к концу они оба с деланным сочувствием бросаются подсказывать Жениху, где искать беглецов – не из желания помочь, а чтобы поскорее продолжить представление.

Выходит сплошное, бесконечное несчастье – если одни и те же строки из “Баллады июльского дня” Лорки (“Тебе любовь осталась / Мне – печаль могил”) произносят все, то кому в итоге остаётся любовь?

Варвара Зелинская
ГИТИС

https://volkovteatr.ru/otsebyatina/btr-2025-den-4-krovavaya-svadba-voronezh/