Противодействие терроризму и экстремизму.
Противодействие терроризму и экстремизму. Протесты.
Формы террористического насилия
Для чтобы вести эффективную борьбу с терроризмом, надо найти его корни и изучить среду, их питающую. Так, например, враждебное отношение к «чужой» культуре уходит корнями в совершенно различные мифологические, религиозные и философские системы, но на эмоциональном уровне проявляются общечеловеческие психологические свойства.
Враждебная триада — гнев, отвращение и презрение — составляет эмоциональный фон, который выключает «чужого» из принятых моральных и этических норм и помещает его в категорию «социализированное зло». Осознание того, что другой человек не принадлежит к миру «своих», переводит его в категорию «недочеловек». Мысль о том, что он ритуально нечистый, резко снижает сознательный, культурно выработанный контроль над разнообразными проявлениями агрессии по отношению к данному человеку. Это же отношение может быть перенесено и на группу людей.
Необходимо отметить, что обнаруживаемое в обществе враждебное отношение к определенным социальным или национальным группам не ведет к немедленному и явно выраженному проявлению насилия и агрессии по отношению к представителям данных групп. Это отношение может концентрироваться в форме скрытого «недолюбия».
Однако при определенных условиях, особенно в тех случаях, когда есть лидирующая группа с элементами террористической направленности в идеологии, личностное или общественное «недолюбие» к чужакам может стать основой для терроризма.
Терроризм, в свою очередь, будет иметь проявление в виде трех форм насилия: прямого, структурного и культурного.
Наиболее явным является прямое насилие со всеми видами жестокости, проявляемой людьми друг к другу, к другим формам жизни и природе в целом. Оно проявляется в следующих формах: убийство; телесные повреждения (в том числе и массовые — через взрывы, пожары и другие виды терактов); блокада и запретительные санкции; запрещение родного языка и навязывание другого; отношение к чужакам как гражданам второго сорта; репрессии; задержание; изгнание.
Структурное насилие проявляется в случаях, когда люди, нижестоящие по социальному статусу, ущемлены настолько, что умирают от голода и болезней; когда происходит внедрение в их сознание ложной информации.
Под культурным насилием рассматривают аспекты культуры, представленные религией и идеологией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой (логикой и математикой), которые могут быть использованы для оправдания прямого и структурного насилия.
Эти три формы насилия имеют базовые различия во временнóм отношении: прямое — само событие; структурное — процесс с подъемами и спадами; культурное обнаруживает склонность к «перманентности», оставаясь, по существу, неизменным на долгие периоды с медленной трансформацией базовой культуры.
Можно установить связь между культурным и прямым насилием через структурное. Культура подавляющего общества проповедует, учит, заставляет рассматривать эксплуатацию и репрессии в качестве нормальных и естественных явлений или не замечать их вовсе.
Изучение форм культурного насилия проливает свет на то, каким образом прямое и структурное насилие делается приемлемым в обществе.
Один из способов культурного насилия состоит в изменении моральной окраски действия. Например, убивать во имя страны и нации — справедливо, а убивать ради себя — нет.
Большинство моральных и материальных ценностей, культивирующихся в современном обществе, способствует тому, что агрессия и насилие активно проявляются и воспроизводятся в социуме. Это в первую очередь имеет отношение к статусным, имущественным, возрастным отношениям и создает основу для сильных социальных напряжений в обществе.
Это особенно заметно проявляется в модернизирующихся странах, где большинство людей явно или неявно вовлечено в процесс перераспределения ресурсов и статусов. Такое состояние социума способствует тому, что прямое и структурное насилие проявляется либо как попытка людей, нижестоящих по социальному статусу, уравнять положение, перераспределить богатство, отомстить, либо как действия со стороны людей, желающих сохранить или повысить свой статус.
Люди, чувствующие себя униженными, зажатыми и подавленными, начинают использовать прямое насилие для изменения своего положения. Возникает контрнасилие.
Многочисленные исследования показали, что рост насильственных действий в обществе тесно связан с крупными и резкими социальными переменами (например, модернизация страны). Происходят нарушения традиционной организации общества, что заставляет людей обратить внимание на свои личные проблемы.
«О противодействии экстремистской деятельности»
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» квалифицирует экстремистскую деятельность(экстремизм) как:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации (ст. 278, 279 УК РФ);
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность (ст. 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ);
деяния, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);
нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ);
совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти, либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст. 20.3 КоАП РФ);
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения (ч. 2 ст. 141 УК РФ);
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения (ч. 2 ст. 141 УК РФ);
публичное, заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступления экстремистской направленности (ст. 129 УК РФ);
публичные призывы к осуществлению вышеперечисленных действий либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения (ст. 280 УК РФ);
финансирование вышеперечисленных действий либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, те- лефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг (ст. 208, 2052 УК РФ).
Одной из центральных статей, специально предназначенных для пресечения проявлений экстремистской деятельности, является ст. 280 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».
При ее применении следует учитывать следующее:
- под призывами следует понимать активное воздействие в устной, письменной (печатной) или изобразительной (наглядно- демонстрационной) форме, в том числе с использованием технических средств, на сознание и волю людей с целью их побуждения к осуществлению экстремисткой деятельности. Хотя Федеральный закон от 25.07.02 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» отождествляет экстремистскую деятельность с экстремизмом, тем не менее, речь идет не о призывах к экстремизму вообще (в широком политико-идеологическом смысле), а только о призывах к осуществлению экстремистской деятельности, кото- рая является практически аспектом экстремизма;
- перечень видов экстремистской деятельности, данный в п. 1, 2, 3, 4 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является исчерпывающим. Следовательно, за каждый вид экстремистской деятельности (помимо призывов к их осуществлению) предусмотрена уголовная ответственность в виде самостоятельного состава (составов) преступлений;
- публичные призывы не должны быть обращены персонально к кому- либо конкретно, они носят общий характер и обращены к неопределенному (неограниченному) кругу лиц. В противном случае это будет подстрекательством к конкретному преступлению экстремистского характера (массовым беспорядкам, насильственному захвату власти и т.д.);
- характер призыва как побуждения к деятельности и его содержание должны быть очевидными (не завуалированными, не вытекать из контекста и т.п.);
- с субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, совершается только с прямым умыслом. Виновный сознает, что призывает многих граждан к осуществлению определенного вида экстремисткой деятельности (например, к насильственному захвату власти) или к нескольким видам экстремистской деятельности (к массовым беспорядкам и насильственному захвату власти), понимает общественно-опасный характер этих призывов и желает таким образом склонить людей к осуществлению экстремистской деятельности. Мотивы преступления (политические, националистические, религиозные и т.д.) на квалификацию преступления не влияют;
- в тех случаях, когда публичные призывы привели к совершению других преступлений, что охватывалось умыслом виновного, он несет ответственность по совокупности преступлений. Например, если публичные призывы к насильственному захвату власти привели к ее реальному захвату в каком-то районе (регионе), то содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 278 и 280 УК РФ;
- публичные призывы к некоторым видам деятельности входят в объек- тивную сторону единого преступления и не требуют квалификации по совокупности. Так, публичные призывы к вооруженному мятежу являются организацией вооруженного мятежа, поэтому квалифицируются только по ст. 279 УК РФ;
- при квалификации публичных призывов возникает вопрос о конкуренции норм, предусмотренных ст. 280 и ст. 2052 УК РФ.
Ввиду различия в объектах преступлений по данным статьям, ст. 280 УК РФ не следует считать общей нормой по отношению к ст. 2052 УК РФ (в нормативном смысле, а не в смысле явлений экстремизма и терроризма). По УК РФ – это раздельные нормы. Статья 2052 вычленена путем изъятия из целого (экстремизма) его части (терроризма) ввиду специфического круга потерпевших (ни в чем не повинных граждан). Поэтому публичные призывы к террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма квалифицируются только по ст. 2052 как самостоятельное преступление. Вместе с тем здесь возможна реальная совокупность преступлений, когда наряду с призывами к террористической деятельности имели место и призывы к какому-либо виду экстремистской деятельности (кроме терроризма). Только в этих случаях возможна одновременная квалификация деяния по статье 280 и 2052 УК РФ.
В части 2 ст. 280 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за использование при публичных призывах средств массовой информации (далее – СМИ). Под СМИ (согласно закону «О средствах массовой информации») следует понимать периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.
Под распространением продукции СМИ (согласно закону «О средствах массовой информации») понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещания), демонстрация кино- хроникальных программ. Помещение информации на сайты сети Интернет и других электронных сетей является ее распространением. Вопрос о том, относится ли сайт Интернета к СМИ, является в настоящее время весьма спорным и в теории, и в судебной практике. В случае если речь идет об электронных СМИ, зарегистрированных в установленном порядке, то это подпадает под действие ч. 2 ст. 280 УК РФ. В остальной, абсолютно подавляющей части Интернета, размещение на сайтах экстремистской информации не подпадает под действие ч. 2 ст. 280 УК РФ.
Применительно к распространению материалов, содержащих призывы к экстремистской деятельности, следует исходить из того, что эта форма отдельно не криминализирована. Она образует преступление, если «вписывается» в понятие публичных призывов. Речь идет о распространении, рассчитанном на ознакомление с этими материалами неопределенного круга лиц. Нет признака публичности при индивидуальном распростране- нии материалов (передача рукописи лицу для рецензии, выяснение его мнения, пополнение личного архива и т.п.).
Необходимо отграничивать публичные призывы от спонтанных заявлений, группового обсуждения проблем (спора), выработки позиции в кругу единомышленников и т.д. Необходимо учитывать, что призывы – это целенаправленная деятельность (целенаправленное действие), которой занимаются, как правило, убежденные сторонники экстремистских способов борьбы. Поэтому очень важно оценивать ситуацию, в которой имели место призывы (выступления на митинге, собрании, перед возбужденной толпой или используя иное скопление людей).
Понятие публичности связано не только с количеством присутствующих, но в ряде случаев – и с местом совершения призывов. Последнее важно в отношении призывов в изобразительной (наглядно- демонстрационной) форме (например, вывешивание плаката на безлюдной площади в ночное время).
Совершение рассматриваемых призывов или иных «экстремистских преступлений» согласованно (совместно, в контакте) с представителями иностранного государства или иностранной организации (по их поручению, инструкции, поддержке, в том числе с их финансированием, при условии антиконституционных политических обязательств или уступок) образует совокупность с государственной изменой – ст. 275 и 280 (либо ст. 2052) УК РФ, т.е., если призывы направлены против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации и, разумеется, если указанные обстоятельства надлежаще установлены и доказаны.
Уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности подлежат только физические лица. В связи с тем, что данные призывы во многих случаях содержатся в СМИ или размещаются в сети Интернет, необходима жесткая правовая реакция в отношении юридических лиц (или иных организаций), публикующих (размещающих) данные призывы. Механизм реагирования на деятельность таких организаций в зависимости от их правового статуса подробно расписан в законе
«О противодействии экстремистской деятельности». При наличии признаков экстремистской деятельности данные организации должны предупреждаться, после чего в случае продолжения ими данной деятельности ликвидироваться в судебном порядке (если речь идет об юридических лицах) или запрещаться в том же порядке (при отсутствии статуса юридического лица). Основания и процедура для такого реагирования четко и подробно расписана в законе «О противодействии экстремистской деятельности».
Следует иметь в виду, что публичное оправдание экстремизма уголовно не наказуемо.
"Наука и образование против террора"
Интернет-портал создан с целью продвижения доступной для понимания пользователей информации о позиции научного сообщества по проблематике антеррористической деятельности, ее социально-экономических аспектах, действиях государства на данном направлении.
Антитеррористическая комиссия Воронежской области
Национальный антитеррористический комитет