24-26 ноября 2023 года в помещении музея им. Крамского состоялся музыкальный фестиваль «Франц Шуберт и его современники». Фестиваль был организован и проведен усилиями декана музыкального факультета ВГИИ, профессора кафедры специального фортепиано С.Я.Калачева. Фестиваль как бы вписывается в творческую линию кафедры, на которой в недавнем прошлом были проведены значительные музыкальные форумы, приуроченные к юбилейным датам - Шопена, Листа, Шумана, Рахманинова, Гилельса, Рихтера. Праздники фортепианной музыки, но и не только. Привлекались представители других кафедр факультета, симфонический оркестр ВГИИ. В настоящем фестивале организатор цикла С.Я.Калачев задумал и осуществил приглашение к участию в нем кларнетиста В.А.Ловчикова, скрипачку Я.Мирошникову, профессора кафедры камерного ансамбля Е.М.Задонскую. На этом прямые аналогии с предыдущими мероприятиями заканчиваются и возникают совершенно новые, оригинальные моменты. С.Я.Калачев выдвинул смелую, заманчивую идею – доставить в Воронеж рояль Блютнер 1868 года - и успешно эту идею реализовал. Организационные трудности акции, связанные с приглашением директора музея старинных клавишных инструментов из г. Рыбинска, перевозкой инструмента, договоренности с музеем им. Крамского и множество других трудно себе представить. Тем не менее все эти задачи были успешно решены, и фестиваль состоялся.
Концерты вызвали огромный интерес. Старинное здание музея, его небольшой, вполне соответствующий музыкальным салонам первой половины XIX века зал, установленный в нем рояль удивительной красоты – все вместе создавало атмосферу, соответствующую величию исполняемой музыки.
Открыл фестиваль концерт профессора С.Я.Калачева, состоящий из двух больших частей – музыка камерная – с участием заслуженного деятеля искусств, профессора В.А.Ловчикова – и большая сольная часть, в которой С.Калачев исполнил B-Dur’ную сонату, последнюю фортепианную сонату Ф.Шуберта (1828 год). Концерт целиком состоял из произведений Ф.Шуберта. Публика давно не слышала Калачева-ансамблиста. Исполнение пианиста в дуэте с превосходным кларнетистом В.Ловчиковым доставило слушателям огромное удовольствие. Исполнялись песни «Аве Мария» и «Серенада» и соната Арпеджион – все сочинения в мастерской транскрипции для кларнета и фортепиано В.Ловчикова. Ансамбль музыкантов можно назвать безупречным. Партнеры прекрасно чувствовали друг друга в совместном музицировании. Баланс звучания, чувство времени, ритмическое дыхание – все было убедительным и доставляло большое удовольствие. Нельзя не восхититься мастерством В.Ловчикова, сумевшего преодолеть казалось бы непреодолимые трудности, связанные с низким строем рояля.
С Калачевым-солистом публика успела хорошо познакомиться благодаря его запомнившимся концертам в прошлом концертом сезоне. Ожидания нового сильного художественного впечатления оправдались совершенно. Гениальная, труднейшая, огромная по объему соната прозвучала на одном дыхании и абсолютно убедила в исполнительских решениях. Центр сонаты, ее философский смысл, заложенный в потрясающей cis-moll'ной части, наверняка надолго запомнится присутствующим. Большой музыкантской удачей следует признать глубокое, зрелое исполнение бесконечной первой части. Пианисту отлично удается объединять мастерством дирижера огромные, симфонического масштаба сочинения (вспомним Сонату си минор Ф.Листа).
Второй концерт цикла был представлен сольным выступлением профессора кафедры специального фортепиано С.И.Семенковой. Замечательная пианистка, тонкий знаток и исполнитель романтической музыки, С.Семенкова предложила интересный и редкий вариант выбора программы. Прозвучали почти не исполняемые нынче Ноктюрны Дж.Фильда, особенно красиво звучащие на рояле XIX века. В определенном смысле С.И.Семенкову можно считать воскресившей для публики эти прекрасные образчики романтического лирического стиля. Тонкость и разнообразие музыки не могли не быть с благодарностью воспринятыми публикой.
Затем прозвучали также редко исполняемые 3 пьесы Ф.Шуберта, написанные в 1828 году. Это очень трудно решаемый в музыкальном и техническом плане цикл, изобилующий большим количеством нелегко соединяемым друг с другом вставок и эпизодов. Пианистке удалось решить музыкальные задачи и трудности этого почти бетховенского по духу и масштабу цикла.
Во втором отделении прозвучали 5 Ноктюрнов Ф.Шопена различных опусов. Если мы говорим о первом отделении как о большой творческой удаче пианистки, то шопеновская часть стала настоящей кульминацией концерта. С.Семенкова исполняет сочинения Шопена с неподражаемой естественностью и обескураживающим мастерством. Школа Московской консерватории, творческое общение с великим педагогом - пианистом Д.Башкировым – та основа, которая в сочетании с большим талантом музыканта позволяет пианистке проникать в самые сокровенные тайны стиля польского композитора. Покоряет неподражаемое звучание рояля, тонкое чувство времени, мастерское владение легато, тончайшие фиоритуры пассажей.
Выступления С.Калачева и С.Семенковой прошли с большим успехом и вызвали горячие аплодисменты публики, до отказа заполнившей зал музея.
Хочется искренне поблагодарить А.В.Ставицкого, директора музея старинных инструментов, за его участие в фестивале, предоставление прекрасного инструмента. Следует упомянуть о творческой встрече А.Ставицкого с немногочисленной (к сожалению) аудиторией Малого зала ВГИИ, на которой мастер поделился интереснейшими видеоматериалами со своими комментариями. А.Ставицкому очень понравился Воронеж, наши исполнители и публика. Есть основания надеяться на продолжение наших контактов в будущем.
Мне не довелось побывать на третьем концерте фестиваля, однако состав замечательных исполнителей (Я.Мирошникова, Е.Задонская, В.Ловчиков), восторженные отзывы побывавших на концерте не оставляют сомнений в успехе и заключительного концерта.
Хочется поздравить и поблагодарить всех исполнителей, выступавших на фестивале, порадоваться высокому музыкантскому уровню наших коллег и пожелать нам всем новых творческих начинаний и достижений.
А.Е.Погорелов