100 лет назад в селе Палех открылись легендарные художественные мастерские
Этот традиционный художественный промысел обрел здесь свой уникальный стиль, который не спутаешь ни с каким другим: на черном фоне - тонкий и плавный рисунок, изящные пропорции, декоративность пейзажа и архитектуры, четкость силуэтов фигур, зачастую полностью покрывающих поверхность шкатулок, и обилие золотой штриховки. Обрамляется композиция обычно изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
Палехская роспись - один из сложнейших видов живописи, аналогов которой в мире нет. Мастера работают в уникальной самобытной технике, которая требует не просто определенной выучки, но знания древних традиций. В своей работе они используют особые материалы. К примеру, расписывают изделия только тонкими беличьими кисточками плоской формы или в форме веера. Они не имеют привычной деревянной ручки и называются лампензелями.
Днем рождения палехского искусства принято считать 5 декабря 1924 года - это день основания "Артели древней живописи". Хотя еще в XVI-XVII веках Палех считался центром старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси. Местные иконы славились особой тонкостью письма и использованием золота в росписи одежд святых. Палехскими иконами восхищались Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов. В 1814 году особый интерес к работам русских иконописцев проявлял немецкий поэт Иоганн Гете. Он даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, - "Двунадесятые праздники" и "Богоматерь".
Но в начале XX века иконописный промысел в Палехе пришел в упадок, и надо было думать о новых направлениях, где мастера могли бы применить свое искусство. Таким направлением постепенно стала лаковая миниатюра темперной краской на папье-маше. Ею и стали заниматься палехские мастера, вошедшие в "Артель древней живописи".
Изначально в артели было всего семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились и другие. С 1926 года при "Артели древней живописи" возродилось ученичество, а на рубеже 1920-1930-х годов была открыта еще и профтехшкола, реорганизованная в художественный техникум, а затем в Палехское художественное училище имени М. Горького. Программу преподавания палехского мастерства разработал художник Николай Зиновьев. Намного позже, в 1968 году, вышла его книга "Искусство Палеха", в которой он поделился своим творческим опытом.
Работы художников Палеха сразу же получили признание и на художественно-промышленной выставке в Москве, и на Международной выставке в Париже. Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графики, монументальной живописи, расписывали изделия из фарфора, а также реставрировали монументальную живопись.
В марте 1935-го артель была преобразована в "Товарищество художников Палеха", а спустя еще 10 лет "Товарищество" стало Художественно-производственными мастерскими - сокращенно ПХПМ.
В настоящее время в Палехе проживает более 600 художников. Каждый десятый житель - выпускник Палехского художественного училища имени А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах.
В библиотеке Воронежского государственного института искусств на первом этаже учебного корпуса в рамках открытого просмотра можно ознакомиться с выставкой «100 лет искусству лаковой миниатюры Палеха».