19 апреля в Воронежском государственном академическом театре драмы им. А. Кольцова состоялся открытый урок по предмету «Актерское мастерство» со студентами ВГИИ. Учащиеся 1 курса актерского факультета читали стихотворения русских поэтов, написанные о Родине. На мероприятие пришли более двухсот человек.  

Открытый урок провел художественный руководитель ВГАТД им. А. Кольцова, заслуженный деятель искусств России Владимир Петров.

         «Мы живем в непростое время. Происходящие события внушают большую тревогу, даже страх за будущее нашей страны. Насаждается культура отмены российского наследия. Запрещаются наши выдающиеся композиторы, артисты, запрещается русский язык. Наша общая задача – выстоять при этом огромном давлении. Ведь когда народ страны деморализован, лишен идеала, лишен способности выстроить свои душу и разум так, чтобы Родина-мать оставалась живой, сильной и цельной, тогда и проигрываются войны, система рушится изнутри. А выстоять мы можем, только если в нас есть патриотизм.

Сегодняшний открытый урок – это не заготовка, это настоящая живая акция. Впервые студенты-первокурсники выйдут на сцену и прочитают стихотворения о Родине, стихотворения, которые им близки, которые они сами выбрали. В них не всегда будет звучать победная интонация, потому что понятие Родины очень широко – это и радость, и горе, и порок, и счастье, и огорчение, и надежда. Но мне кажется, что такого рода поэзия, такого рода мысли, такого рода душевный настрой помогут нам преодолеть все трудности», – обратился к публике Владимир Сергеевич.

И действительно, палитра стихотворений была поистине разнообразной. Со сцены прозвучали произведения А. Ахматовой, Н. Рубцова, Ю. Левитанского, Е. Евтушенко, И. Тургенева, Ю. Друниной, А. Тарковского, А. Блока, Б. Ахмадулиной, В. Тушновой, Ф. Тютчева, О. Мандельштама, В. Астафьева, М. Цветаевой, А. Пушкина, И. Северянина, М. Лисянского, Л. Протасова. 

Максим Никишин, студент 1 курса ВГИИ, участник открытого урока: «Я довольно долго выбирал материал, в итоге из двадцати отобранных произведений остановился на стихотворении Николая Рубцова «Привет, Россия — Родина моя!». Конечно, перед выступлением я волнуюсь. Но настроение отличное, я счастлив, я ждал этого вечера. Для меня это очень важная тема, которой я бы хотел поделиться. Сейчас принято нашу страну не любить, даже ненавидеть. Меня же, если честно, это сильно задевает. Россия – это моя Родина, вторая мама, которая много мне дала. Даже актером я захотел стать во многом потому, что вырос на фильмах советских и российских артистов».

Олеся, студентка экономического факультета Воронежского технологического университета: «Информацию об открытом уроке я увидела в интернете. Меня заинтересовали, в первую очередь, две вещи: тема Родины и чтение стихов. В нынешней ситуации очень правильно, необходимо проводить мероприятия такой направленности, показывая свое душевное состояние сопереживания, патриотизм, культивировать в себе патриотическое чувство. Больше всего понравилось чтение стихотворения Вероники Тушновой. Мне близко творчество этого поэта, и ее стихотворение нашло отражение в моих мыслях».

Дарья, студентка 4 курса Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей: «На мой взгляд мероприятия патриотической направленности важны сейчас на все сто процентов. Мы сталкиваемся с тем, что наше поколение настолько зомбируют, настолько обманывают, это может быть чревато тем, что в людях моего и последующих поколений, в детях, чувства патриотизма останется очень мало. Поэтому его надо укреплять, а в ком-то даже зарождать. Литература, стихи очень важны в этом смысле. Школьники, дети еще не понимают сути стихотворений, не всегда понимают, для чего их заставляют учить все это. Обучение «через силу» не всегда ведет к желаемому результату. Поэтому важно проводить такие поэтические вечера, как сегодняшний, открытые уроки в школах, показывать фильмы, давать больше информации об авторах».

Разбор и чтение стихотворений – одна из наиболее сложных дисциплин в программе обучения актерскому мастерству. Выразительность произношения и сила воздействия на публику зависят от мастерства артиста в употреблении логических ударений, пауз и интонации, выбранного темпа и ритма. Не менее важна и психологическая настройка, эмоциональный фон. Один из разделов актерского мастерства – умение провести анализ стихотворения и умение сделать его эмоционально заразительным. 

В ходе открытого урока Владимир Петров помогал студентам увидеть, что скрыто за словами стихотворения, когда, при каких обстоятельствах и о чем оно было написано. Дополнительная работа по анализу произведения помогает раскрыть и передать подтекстовое содержание, смысл и художественное своеобразие, которые заложены в произведение автором.

Ксения, сотрудник туристической компании: «Я большой любитель поэзии, и, узнав о мероприятии, решила прийти и послушать. Очень хороший вечер, мне очень понравились ребята, они выбрали для исполнения замечательные стихи о Родине. Был очень важен анализ этих стихотворений и ремарки руководителя. Часто, когда читаешь классические произведения, как стихи, так и прозу, задумываешься, насколько же эти строки актуальны сейчас – многие рассуждения в них можно применить и для нашего времени. И сегодняшний вечер, и прочитанные стихи, и их анализ заставили меня задуматься об этом в очередной раз».

Владислава, студентка 1 курса Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей: «Мне очень понравился открытый урок. Я считаю, что в настоящее время нужно проводить больше мероприятий патриотической направленности для студентов, школьников, особенно начальных классов. Глядя на нынешние события в стране, понимаешь, насколько глубокий смысл несут стихотворения, написанные много лет назад. Очень важно над этим задумываться».

Среди поэтических произведений было одно из малоизвестных стихотворений Федора Тютчева «Ужасный сон отяготел над нами». Написанное в 1863 году и посвященное событиям подавления польского восстания, оно стало пугающе пророческим.  

И целый мир, как опьяненный ложью,

Все виды зла, все ухищренья зла!..

Нет, никогда так дерзко правду божью

Людская кривда к бою не звала!..

Так и сегодня, любая ложь возводится в обвинение России. Мы снова самоотверженно бьемся с нацизмом, но наши слова заглушаются сонмом чудовищных фейков.

О край родной! – такого ополченья

Мир не видал с первоначальных дней..

Велико, знать, о Русь, твое значенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей!

Евгений, военнослужащий: «Я очень рад, что в таких молодых ребятах уже сейчас живет понятие Родины. Воспитывая свою душу через стихи, они сегодня смогли дотронуться до души каждого зрителя. А молодежь должна передавать это чувство патриотизма своим детям, внукам. Эта связь поколений ни в коем случае не должна теряться».

Яна, студентка Воронежского юридического техникума: «В последнее время я стала чаще ходить в театр. Тема сегодняшней встречи меня очень тронула. Я сама из Украины, из ЛНР. Очень горько, что сейчас такие события происходят между нашими странами. Мне очень понравилось стихотворение Ивана Тургенева «Теперь, когда Россия наша» – в нем говорилось о том, что нужно верить, и может быть, что-то получится. И я буду верить в лучшее».

Елена, ученица 11 класса школы №37: «Сегодня здесь выступает моя подруга, я тоже планирую поступать в этом году. Меня очень тронуло стихотворение А. Пушкина «Клеветникам России». Оно очень актуально сейчас. Мы должны любить нашу страну, гордиться нашей Родиной».

Екатерина Жестовская, студентка 1 курса ВГИИ, участница открытого урока: «Сегодня послушать стихотворения о Родине пришло очень много людей. В такой серьезной ситуации об этом нельзя забывать, об этом нужно говорить. Мы открыли свою душу людям и почувствовали очень сильную поддержку зала. Значит, в них это действительно отзывается, а это очень ценно».

https://voronezhdrama.ru/about_us/novosti/rodina/