Сотников Александр Иванович
профессор
Заслуженный работник культуры России
Преподаваемые дисциплины
специальный инструмент (баян, аккордеон), классы ансамбля, музыкальное исполнительство и педагогика, аранжировка, лекционные курсы: история исполнительского искусства на народных инструментах, история исполнительских стилей, исполнительские школы народно-инструментального искусства Центрально-Черноземного региона, в ассистентуре-стажировке – народно-инструментальные исполнительские школы Центрально-Черноземного региона.
Квалификация
Концертный исполнитель, преподаватель
Общий стаж работы
с 1974 года
Стаж работы по специальности
с 1974 года
Краткая профессиональная биография

1950 год – Украина, Закарпатская обл., Тячевский район, с. Буштино. 

Московское государственное музыкальное училище им. Гнесиных – окончание в 1969 году, класс баяна Гаценко Ал. Т.,

Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова – окончание в 1974 году, класс баяна профессора Скворцова Б. Н., ассистентура-стажировка при Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова – окончание в 1979 году, научный руководитель – Скворцов Б. Н.

Работал по совместительству профессором в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С. В. Рахманинова (2004-2010). 

Возглавлял участковую избирательную комиссию Воронежского государственного института искусств по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы РФ (1990-2019). 

Среди выпускников класса специальности: профессор – 1, доценты – 4, кандидат  наук – 1, заслуженные артисты Российской Федерации – 2, заслуженные работники культуры Российской Федерации – 2, народный артист республики Марий Эл – 1, лауреаты международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов – 33.

Опубликовал 36 статей в Москве, Астрахани, Белгороде, Воронеже, Новосибирске, Пловдиве (Болгария), Ростове-на-Дону, Тамбове – общим объемом 33 печатных листа. 

Выступал в качестве докладчика 24 международных и всероссийских научных конференций по направлениям «народно-инструментальное искусство», «музыковедение», «историческая наука» в Москве, Астрахани, Белгороде, Воронеже, Ростове-на-Дону (2010-2022).

  • Лауреат II степени конкурса молодых баянистов Поволжья (1970),
  • Лауреат II степени XVIII международного конкурса аккордеонистов (Ланчиано, Италия. 2008),
  • Лауреат I степени II всероссийского конкурса научных работ преподавателей вузов (Ростов-на-Дону, 2015),
  • Лауреат II степени II всероссийского конкурса научных работ преподавателей вузов (Ростов-на-Дону, 2015),
  • Лауреат II степени IV всероссийского конкурса научных работ преподавателей вузов (Ростов-на-Дону, 2019),
  • Лауреат II степени IV всероссийского конкурса научных работ преподавателей вузов (Ростов-на-Дону, 2019),
  • Лауреат II степени V всероссийского конкурса научных работ преподавателей вузов (Ростов-на-Дону, 2021),
  • Лауреат III степени V всероссийского конкурса научных работ преподавателей вузов (Ростов-на-Дону, 2021),
  • Дипломант V всероссийского конкурса научных работ преподавателей вузов (Ростов-на-Дону, 2021),
  • Дипломант международного музыкального конкурса Евросоюза за творческий проект (Вена, Австрия, 2021).
  • Ассистентура-стажировка при Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (1979).
  • КПК «Русские народные инструменты: современные тенденции исполнительства и педагогики» (2022г.).
  • «В ожидании чуда» (статья), – «Акко-курьер» No 1, межвузовский сборник, Воронеж, 1990.
  • «Летняя школа аккордеонистов Крагуевац-90» (статья). – «Акко-курьер» No 1, межвузовский сборник, Воронеж, 1990.
  • «Terra genitabile» (статья),– «Акко-курьер No 2, межвузовский сборник, Воронеж, 1990.
  • «Размышления у конкурсного подъезда» (статья). – «Акко-курьер No 2, межвузовский сборник, Воронеж, 1990.
  • Л. Пухновский (Польша) «Аккордеон в XXIстолетии» (статья). Перевод с немецкого. – «Акко-курьер» No 3, межвузовский сборник, Воронеж, 1991.
  • Б. Вюртляйнер. Б. Кноглер (Австрия). «Венский летний семинар» (статья). Перевод с немецкого. – «Акко-курьер» No 3, межвузовский сборник, Воронеж, 1991.
  • «Летняя школа аккордеонистов. Крагуевац–90» (статья). На болгарском языке. Сборник методических материалов, Пловдив, Болгария, 1991.
  • «Восходящая звезда Юрия Шишкина» (статья). – «Акко-курьер» No 4, межвузовский сборник, Воронеж, 1991.
  • «Третий Всесоюзный конкурс баянистов и аккордеонистов. Проблемы и комментарии». Справочно-информационное издание, совместно с Ю. Г. Маркеловым. Воронеж, издательство ВГУ, 1990.
  • «Юрий Романов» (статья). «Народно-инструментальное искусство Воронежа». Сборник статей, Воронеж, 1993.
  • «Творчество композитора В. Черникова» (статья). Сборник статей, Воронеж, 1993.
  • «Баян и венская классика» (статья). – «Акко-курьер» No 6, межвузовский сборник, Воронеж, 1993.
  • «Аккорд-колледж» Владимира Авралева» (статья). – «Акко-курьер» No 6, межвузовский сборник, Воронеж, 1993.
  • «Третий путь Вячеслава Черникова» (статья), межвузовский сборник, Новосибирск, 2006. 
  • «О синдроме Ланды Вандовской в баянном исполнительстве» (статья) – «Акко-курьер» No 7, межвузовский сборник, Воронеж, 1997.
  • «Экзерсис в тоне «Es» (статья). Межвузовский сборник, Тамбов, 2009.
  • «По ту сторону баянного, слишком баянного» (статья). Межвузовский сборник, Воронеж, 2011.
  • «С.  Беринский и баян» (статья). Межвузовский сборник, Воронеж, 2014.
  • «По ту сторону баянного, слишком баянного» (статья). «Болховитинские чтения-2010» Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы научно-практической конференции. Воронеж, 2016.
  • «Испанская тема в сочинениях для баяна» (статья). «Болховитинские чтения-2015» Человек в искусстве в поисках национальной идентичности. Материалы научно-практической конференции. Воронеж, 2016.
  • «Экзерсис в тоне «Es» (статья). Баян, аккордеон, гармоника в современной отечественной музыкальной культуре: материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2016.
  • «Эволюционные процессы народно-инструментального искусства в годы Первой и Второй мировой войн» (статья). Феномен мировых войн в истории XX века». Материалы всероссийской научно-теоретической конференции. Воронеж, 2017. 
  • «О духовных скрепах баянного исполнительства» (статья). Болховитинские чтения-2016» Духовный мир искусства: от личности к цивилизации.  Материалы научно-практической конференции. Воронеж, 2017.
  • «Сакральные лабиринты исполнительства на гармониках (от истоков до становления системы)» (статья). Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве. Проблемы и перспективы». II всероссийская научно-практическая конференция. Москва, издательство РАМ им. Гнесиных 2018.
  • «О духовности современного баянного исполнительства» (статья). Народно-инструментальное искусство в современном социокультурном пространстве: традиции и инновации. Сборник статей II международной научно-практической конференции. Белгород, 2018.
  • «Вавилонское» столпотворение баянного исполнительства» (статья). Народно-инструментальное искусство в современном социокультурном пространстве: традиции и инновации. Сборник статей II международной научно-практической конференции. Белгород, 2018.
  • «Диффузные миражи современного музыкального искусства» (статья). Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, история, исполнительство, педагогика. Сборник статей VI международной научной конференции. Астрахань, 2018.
  • «Исполнительство на гармониках и академическое искусство: диалектика движения» (статья). Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы III всероссийской научно-практической конференции. Москва, издательство РАМ им. Гнесиных, 2019.
  • «Основные тенденции развития музыкальной культуры после Первой мировой войны»  (статья). Итоги и последствия Первой мировой войны: взгляд через столетие. Сборник статей всероссийской научно-теоретической конференции. Воронеж, издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019.
  • «Прозрения Альфреда Мирека» (статья). Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы III всероссийской научно-практической конференции. Москва, издательство РАМ им. Гнесиных, 2020.
  • «Сакральность как значимый фактор истории баянного исполнительства (введение в проблему)» (статья). Баян, аккордеон, национальная гармоника в третьем тысячелетии. Материалы научно-практической конференции по итогам  III и IV всероссийских конкурсов научных работ преподавателей вузов. Ростов-на-Дону, издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2020. 
  • «Когнитивный диссонанс современного исполнительства на гармониках» (статья). Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы IV всероссийской научно-практической конференции. Москва, издательство РАМ им. Гнесиных, 2021.
  • «Политика фашистских режимов и музыкальное искусство» (статья). Фашизм, неофашизм и их преступная практика. Москва, издательство «Весь мир», 2021.
  • «Баянный космос Сергея Беринского» (статья.) Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Выпуск 6. Материалы V всероссийской научно-практической конференции «Баян и аккордеон в XXI веке: проблемы взаимодействия академизации и проксеологизации в образовании и исполнительстве». Ростов-на-Дону, издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2021. 
  • «Прозрения и противоречия Альфреда Мирека» (статья.) Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Выпуск 6. Материалы V всероссийской научно-практической конференции «Баян и аккордеон в XXI веке: проблемы взаимодействия академизации и проксеологизации в образовании и исполнительстве». Ростов-на-Дону, издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2021.
  • «Эстетические контуры современного исполнительства на гармониках» (статья). Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы V всероссийской научно-практической конференции. Москва, издательство РАМ им. Гнесиных, 2022.