
Краткая профессиональная биография
Белянская Нина Вадимовна родилась в г. Талгар, Алма-Атинская обл.
В 1979 году окончила Алма-Атинскаую консерваторию им. Курмангазы, где училась в классах Трембовельского Евгения Борисовича, доктора искусствоведения, профессора кафедры сольфеджио и гармонии и Каменского Витольда Давыдовича, кандидата искусствоведения, доцента кафедры анализа и полифонии. С 1982 по 1986 продолжила образование в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского у В.В. Задерацкого. В 1996 году защитила диссертацию «Система контрастов в сонатной форме Гайдна».
Область научных интересов связана с вопросами формообразования в музыке XVIII – XX веков, в частности, с мало изучавшимися ранее явлениями предыктовости в их историческом развитии (Гайдн, Бетховен, Шопен, Скрябин, Вайнберг и др.), а также с мотивной техникой и вопросами тематической организации сонатной формы. Тематика учебно-методических исследований направлена на вскрытие возможностей использования на сольфеджио разностилевого художественного материала, обеспечивающего интонационно-слуховое освоение организующих его принципов. Результативность подхода предопределяется пропорциональным использованием методик тонального и модального, интервального и ладового развития слуха, а, кроме того, инструктивного и сугубо музыкального освоения различных звуко-высотных систем. Именно эти подходы лежат в основе ее методического пособия «Освоение принципов модальности в курсе сольфеджио» (2019) и в серии статей, опубликованных в материалах «Болховитиновских чтений», на которых она регулярно выступала.
Является ведущим методистом Воронежского региона по развитию музыкальных способностей учащихся начальных, средних и высших учебных заведений. Занятия Белянской Н.В. по линии факультетов повышения квалификации всегда имели положительный резонанс слушателей. Они проводились на базе ВГИИ для преподавателей музыкальных колледжей Воронежа и Воронежской области, а также в Борисоглебском музыкальном училище, Белгородском музыкальном колледже, в школе искусств Старого Оскола. Осуществлялось прослушивание и обсуждение методических работ преподавателей с их последующим рецензированием. Постоянно готовятся отзывы на рабочие программы и научно-методические труды преподавателей ВГИИ и музыкальных колледжей Центрально-Черноземного региона.
Собственная педагогическая деятельность связана с работой не только в вузе, а и в созданной при нем Средней специальной музыкальной школе (колледже). В последние годы успешно выполняла функции координатора в акции «Всеобщий музыкальный диктант».
Награды
- Благодарность за проведение VII зональной научно-методической конференции (07.04.1996),
- Благодарность за проведение региональной научной конференции (31.05.1999),
- Благодарность ВГИИ за активное участие в мероприятиях Всероссийской научной конференции X Болховитиновские чтения (приказ от 27.10.2017 № 270-ОД),
- Благодарность ВГИИ за участие в организации и проведении Международной просветительской акции «Всеобщий музыкальный диктант», состоявшейся в Воронежском государственном институте искусств (приказ № 341-ОД от 25.10.2019),
- Благодарность Министерства культуры РФ (18.10.2010),
- Благодарность за участие в организации и проведении XVII олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам,
- Диплом лауреата Областного конкурса педагогического мастерства в сфере культуры и искусства в номинации «Автор методической работы» (2011),
- Почетная грамота Департамента культуры Воронежской области (2021).
Сведения о повышении квалификации
- Прохождение курса ФПК на кафедре теории музыки в Московской государственной консерватории, 10.10.1981 – 15.01.1982;
- «Методы современной композиции», авторский курс В.Г. Тарнопольского, КПК в Московской государственной консерватории, 25.11.2003 – 10.12.2003;
- «Компьютерные метода анализа звука в музыкознании» - авторский курс А.В. Харуто, КПК в Московской государственной консерватории, 10.11.2008 – 21.11.2008;
- «Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательных организациях высшего и среднего образования», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 13.11.2017 г.
- «Функционирование электронной информационно-образовательной среды Вуза», 72 ч. (ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт искусств», 30.03.2018–04.05.2018);
- «Актуальные вопросы современного музыкознания» 72 ч, ФГБОУ ВО ВГИИ, 17.05.18 г.
- «Системное администрирование» на тему «Организация удаленной работы в не-ИТ сфере» 24ч, ФГБОУ ВО РАНХи ГС, 25.11.20.
Научные и творческие достижения
Основные публикации:
- Действие принципов производности и сопоставительности в сонатной экспозиции // Проявление контраста в музыке. Воронеж, 1988. (с.59-74; 1,1 п.л.).
- Предыкт в классической сонатной форме // Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования. Воронеж, 1992. (с.56-67; 0,8 п.л.).
- Освоение элементов модальности в курсе сольфеджио. Воронеж, 1999. (1,3п.л.).
- Тематические процессы в классической сонате. Воронеж, 1998. (4, 23 п.л.).
- Модели времени и движения в музыкальной форме // Известия Воронежского государственного педуниверситета. Т. 255: Музыка. Воронеж, 2006 (0,6 п.л.).
- Элементы импровизации на сольфеджио. К соотношению предвиденного и непредвиденного // Сб. трудов по матер. конференции «Композитор и фольклор». ВГАИ. Воронеж, 2006 (0,5 п.л.).
- Проявления контраста в классической сонатной форме. // Традиции и новаторство. Белгород. 2007 (0,9 п.л.).
- О тематической концепции «Каприччио» для фортепиано и камерного оркестра А.Украинского // Сб. трудов по материалам конференции «Болховитиновские чтения». Воронеж, 2009.
- О соотношении ладовой и интервальной методик в освоении современных звуковысотных систем // Сб. трудов по материалам конференции «Болховитиновские чтения». Воронеж, 2012.
- О двух типах предыктовой подготовки в музыкальной форме Шопена // Сб. трудов по материалам конференции «Болховитиновские чтения». Воронеж, 2013.
- Об одном классическом способе предыктовой подготовки в контексте неклассического его применения // Сб. трудов по материалам конференции «Болховитиновские чтения». Воронеж, 2014.
- Об авторской трактовке классической традиции мотивного темообразования // Сб. трудов по материалам конференции «Болховитиновские чтения». Воронеж, 2015.
- Моделирование интонационных процессов на уроках сольфеджио на примере гомофонного и полифонического синтаксиса в музыке Д. Шостаковича // Музыкальное образование в контексте современных социокультурных вызовов. Ч.1. Воронеж: ВГПУ, 2019.