Девуцкая Наталья Владимировна
доцент
кандидат искусствоведения
Преподаваемые дисциплины
музыкальная форма; научно-исследовательская работа (анализ музыкальных форм); теория современной композиции; специальный класс; современная нотация; полифония; сольфеджио; вопросы прочтения современной нотации (ассистентура-стажировка)
Квалификация
музыковед, преподаватель по специальности «Музыковедение»
Общий стаж работы
с 1993 года
Стаж работы по специальности
с 1993 года
Краткая профессиональная биография

Девуцкая Н. В. в 1994 году окончила теоретическое отделение Воронежского музыкального училища, с 1994 по 2000 являлась студенткой теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Ю. Н. Холопова). С 2003 по 2007 обучалась в аспирантуре Воронежской государственной академии искусств, где под руководством профессора Е. Б. Трембовельского проводила диссертационное исследование по теме «Серийный феномен: истоки и эволюция (на примере музыки А. Веберна и ранних сочинений П. Булеза)». Диссертация защищена в 2009 году.

В первые годы после консерватории работала преподавателем в Воронежской ДШИ № 11, с 2004 года – в Воронежском институте искусств. За время работы в вузе проявила интерес практически ко всем дисциплинам музыкально-теоретического цикла, а также склонность к глубинному освоению современной музыки и новых композиторских техник XX – XXI веков. Отсюда и широкий реестр предметов, которые она вела - музыкальная форма, полифония, сольфеджио, теория современной композиции, современная нотация, специальный класс. 

Научные приоритеты сосредоточены на вопросах комплексной взаимосвязи различных слоев композиции. Основные публикации посвящены анализу структурно-морфологических, процессуально-синтаксических и образно-семантических процессов. Об этом свидетельствуют, в первую очередь, два ее учебных пособия по вопросам анализа серийных композиций, а также ряд обстоятельных статей, посвященных новому прочтению двух квартетов Шостаковича, личностно-экзистенциональным идеям в послевоенных фортепианных сонатах Вайнберга, синтет-концепции Первого скрипичного концерта Рославца, соотнесению принципов высотной организации в сочинениях Скрябина и атонального Шенберга, формообразованию и семантике опусов Веберна и Булеза. Не ограничившись музыкой нового времени, исследователь подключает и творчество романтиков, ставя, например, проблему отражения своего времени в Поэме Шоссона или выявляя содержательно-композиционный архетип в сочинениях Листа.

В научном мире исследовательница приобрела известность благодаря публикациям в таких авторитетных изданиях как журналы «Музыкальная академия», «Проблемы музыкальной науки», «Музыковедение», «Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных», Санкт-Петербургский «Временник Зубовского института», материалы Воронежских конференций. 

Неоднократно выступает на научных конференциях, в числе которых «Музыкальное искусство в контексте современной культуры» (Воронеж, 2004), «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2005), «Композитор и фольклор» (Воронеж, 2005), Болховитиновские чтения (Воронеж, 2012, 2013).

Об ее общественной активности свидетельствуют участие в подготовке и осуществлении акции «Всеобщий музыкальный диктант», выполнение ансамблевых фонозаписей для сольфеджио в учебных заведениях, серия открытых мастер-классов и занятий по линии ФПК для преподавателей Воронежа и Воронежской области.

  • Благодарность ВГИИ за активное участие в мероприятиях Всероссийской научной конференции X Болховитиновские чтения (приказ от 27.10.2017 № 270-ОД);
  • Почетная грамота Городской Думы г. Воронеж (2021).
  • «Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательных организациях высшего и среднего образования», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 13.11.2017;
  • «Функционирование электронной информационно-образовательной среды Вуза», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 30.03.2018–04.05.2018;
  • «Актуальные вопросы современного музыкознания», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 17.05.2018;
  • «Системное администрирование» на тему «Организация удаленной работы в не-ИТ сфере», 24 ч., ФГБОУ ВО РАНХиГС, 25.11.2020;
  • «Компьютерная графика и цифровой дизайн», 72 ч., 28.12.2020, ФГБОУ ВО СГТУ им. Гагарина.

Основные публикации:

  • Пьер Булез: преодолевая границы додекафонного ремесла / Н. В. Девуцкая // Музыкальное искусство в контексте современной культуры: Сборник статей по материалам научно-практической конференции. – Воронеж, 2004. – С. 90-93. 
  • Иерархия высотных связей и логика структурных преобразований в серийной технике А. Веберна / Н. В. Девуцкая // Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования. – Воронеж, 2005. – С. 172-179. 
  • Седьмой и Восьмой квартеты как единая версия «Черного монаха» / Н. В. Девуцкая // Музыкальная академия, 2006, №3. – С. 148-158. 
  • Освоение новых горизонтов серийного письма в ранних сочинениях П. Булеза / Н. В. Девуцкая // Музыковедение, 2007, №6. – С. 2-9. 
  • Опыт анализа и содержательно-семантической интерпретации серийных структур / Н. В. Девуцкая // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2007, №1. – С. 54-65. 
  • Серийность как фактор формообразования в композициях А. Веберна и П. Булеза / Н. В. Девуцкая // Музыкальная академия, 2008, №1. – С. 160-168.
  • О взаимодействии разнонаправленных принципов высотной организации в композициях позднего Скрябина и атонального Шенберга // Русское искусство в мировом художественном процессе. Болховитиновские чтения – 2011. Материалы научно-практической конференции (10-12 ноября 2011 года). Воронеж: «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. – С.67-72.
  • Вопросы анализа серийных композиций. // Учебное пособие. – Воронеж, 2012, 2015.
  • Синтетидея Николая Рославца в формообразовании Первого скрипичного концерта // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2017, №3. – С. 50-58.
  • Архетип как основа образно-композиционного родства Сонаты h-moll и Второй баллады Ф. Листа // Художественное образование и наука 2019/3 (20). – М.: Российская государственная специализированная академия искусств. – С 43-55.
  • Экзистенциальное эхо детерминированности в триаде послевоенных фортепианных сонат М. Вайнберга // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных, 2020/1. – М.: РАМ им. Гнесиных. – С. 60-78.
  • Композиция «Поэмы» Э.Шоссона в призме художественных отражений своего времени // Временник Зубовского института, 2020/3. –  СПб: Российский институт истории искусств. – С. 9-30.
  • Первый скрипичный концерт Николая Рославца: парадоксы стилевой идентичности // Музыковедение, 2021, №5. – С. 3-10.