Девуцкий Владислав Эдуардович
профессор
доктор искусствоведения
- Заслуженный работник высшей школы России
- член Союза композиторов России
Преподаваемые дисциплины
музыкальная форма; специальный класс; музыкальная акустика; инструментоведение; инструментовка; сольфеджио
Квалификация
музыковед, педагог музыкально-теоретических дисциплин
Общий стаж работы
с 1964 года
Стаж работы по специальности
с 1972 года
Краткая профессиональная биография

В. Э. Девуцкий окончил Воронежское музыкальное училище, историко-теоретико-композиторский факультет и аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных в классе профессора Р. Н. Берберова. В этом же вузе занимался композицией в классе А. И. Хачатуряна. Докторскую диссертацию защитил в 1998 году. Сегодня он – крупный учёный, создатель теории музыкальной фразировки, автор учебника «Стилистический курс гармонии», содержащего новаторскую методико-педагогическую концепцию и востребованного в некоторых музыкальных колледжах и вузах страны. Интенсивно разрабатывает теоретические основы музыкальной драматургии, адресуя свое исследование дирижерам, исполнителям-солистам, музыковедам, пропагандистам музыкального творчества. Своей главной задачей считает создание фундаментальных теорий, объединяющих достижения в различных сферах науки и искусства. Его труды – монографии и статьи - посвящены проблемам не только музыкознания, но и общей физики, механики и акустики. 

В. Э. Девуцкий – организатор ряда крупных фестивалей и научных конференций в Воронеже: «К 125-летию С. В. Рахманинова», «К 300-летию создания Российского Флота», «К 100-летию Воронежского музыкального училища имени Ростроповичей», серии Международных форумов «Искусство молодых: на пересечении фольклора и классики», «От Ростроповичей к современности». Он инициировал и подготовил к изданию сборники трудов молодых музыковедов Воронежа: «Музыкальное искусство в контексте современной культуры», «Совершенствование концепции образования молодых музыкантов (в средних специальных учебных заведениях)», входил в редакционную коллегию журнала «Проблемы музыкальной науки», а также научного альманаха «Известия Воронежского Госпедуниверситета /Музыка/», в котором опубликованы концепционные труды ведущих воронежских музыковедов, являлся членом жюри всероссийских, областных и зональных конкурсов. 

За время работы в Воронежском музыкальном училище имени Ростроповичей (с 1972) и в Воронежском государственном институте искусств (с 1977) он воспитал не одну сотню музыкантов, некоторые из которых стали лауреатами профессиональных конкурсов, обладателями научных, ученых и почетных званий, солистами концертных и хоровых коллективов. Им создано немало авторских программ по музыкально-теоретическим дисциплинам и трудов в области музыкального анализа, сольфеджио, гармонии, музыкальной семиотики, музыкальной акустики.

В. Э. Девуцкий является автором нескольких хоровых циклов, успешно исполнявшихся в Воронеже и других городах; вошел в число семи победителей городского конкурса на создание гимна Воронежа.

В. Э. Девуцкий активно участвует во всех больших культурных событиях, всесоюзных и международных научных конференциях, в работе выездных пленумов Союза композиторов России и Воронежской композиторской организации, где он является председателем Ревизионной комиссии.
Им написано 8 монографий, около 100 научных и просветительских статей, прочитано более 200 докладов и циклов лекций на международных, всероссийских, региональных конференциях и ФПК (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Курск, Белгород, Липецк, Вологда, Саратов, Астрахань, Тамбов и др.).
 

  • Благодарности ректората ВГИИ (занесены в личное дело на протяжении 1981 – 2010 годов);
  • Благодарность ВГИИ за активное участие в мероприятиях Всероссийской научной конференции X Болховитиновские чтения (приказ от 27.10.2017 № 270-ОД);
  • Почетная грамота Городской Думы г. Воронеж (2021).
     
  • «Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательных организациях высшего и среднего образования», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 13.11.2017;
  • «Функционирование электронной информационно-образовательной среды Вуза», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 30.03.2018–04.05.2018; 
  • «Актуальные вопросы современного музыкознания» 72 ч, ФГБОУ ВО ВГИИ, 17.05.2018;
  • «Системное администрирование» на тему «Организация удаленной работы в не-ИТ сфере», 24ч., ФГБОУ ВО РАНХиГС, 25.11.2020.

Список основных трудов 

  1. Особенности фразировки в музыке. – М., 1987.
  2. Стилистический курс гармонии. – Воронеж, 1994.
  3. Точное измерение музыкальных интервалов. – Воронеж, 1998.
  4. К тайнам движения. – Воронеж, 1993.
  5. О радиальных движениях электронно-протонных ансамблей. – Воронеж, 2004, (совместно с А.С. Потаповым).
  6. Особенности драматургии в классической и романтической музыке конца XVIII-XIXвеков: Учебное пособие. – Воронеж, 2005.
  7. Хрестоматия по хоровому (ансамблевому) сольфеджио: учебное пособие длястудентов музыкальных училищ и вузов. – М., 2003 (совместно с О.В. Девуцким).
  8. Сборник аранжировок избранных прелюдий и фуг И.С. Баха из 1-го тома ХТК. –М., 2008 (совместно с О.В. Девуцким).
  9. Программы по музыкально-теоретическим дисциплинам («Гармония»,«Современная гармония» для специальности 073002 «Теория музыки» среднегопрофессионального образования). – Воронеж, 2011.
  10. О синкретических терминах теории ладогармонического языка // Проблемымузыкальной науки, вып. 7. – М., 1989.
  11. Роль системы контрастов в воплощении драматургического замысла Шестойсимфонии Н.Я. Мясковского // Проявление контраста в музыке. – Воронеж, 1988.
  12. О драматургической роли фразировки в сонатной форме Бетховена // Чертысонатного формообразования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 36. – М., 1978.
  13. Точные масштабные отношения в музыкальной форме // Проблемы музыкальнойнауки, вып. 4. – М.: Композитор, 1978.
  14. О взаимодействии фактурных и фразировочных компонентов вокальногосочинения (на примере песен М.П. Мусоргского) // Музыкальная фактура в аспектестиля и формообразования. – Воронеж, 1992.
  15. Семантические и художественно-эстетические качества «ошибок гармонии» вклассической музыке // Музыкальное искусство в контексте современной культуры:совершенствование концепции образования молодых музыкантов (в среднихспециальных учебных заведениях). – Воронеж, 2008.
  16. Акустическая платформа развитой хроматики в итальянском мадригале XVI века //Проблемы музыкальной науки, вып. 7. – Уфа, 2010.
  17. Музыкальная фразировка: теория и исполнительская практика // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание. – М.: Государственная классическаяакадемия им. Маймонида, 2012.
  18. Первая симфония Густава Малера: особенности музыкально-драматургическойконцепции // Проблемы музыкальной науки. 2012, № 1 (10). – Уфа, 2012.
  19. Тайнопись шедевров классической музыки // Искусствознание и гуманитарныенауки современной России. Параллели и взаимодействия. – М.: Государственнаяклассическая академия им. Маймонида, 2012.
  20. Особенности драматургического решения Первой симфонии Малера //Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. – Астрахань,2012.
  21. Концепция второй симфонии Густава Малера на пересечении романтических имодернистских тенденций. // Проблемы музыкальной науки. 2013. №2 (13)
  22. Бесконечность или неопределенность? // Вопросы философии. 2014. №11.
  23. Особенности драматургии Третьей симфонии Густава Малера. // Проблемымузыкальной науки. 2015. №1 (18). – С. 108-119.
  24. Вселенская мистерия 1906 года: духовная концепция Восьмой симфонии Густава Малера// Проблемы музыкальной науки. 2016. №2. – С. 97-107.
  25. Эмоциональная палитра музыки как семантическая система // Проблемы музыкальной науки. 2018. №4. – С. 16-28.
  26. Многоцветье европейского хроматизма // Музыковедение. 2018. №2. – С. 15-24.
  27. Кризис и демонтаж тональной концепции в поздних сонатах Александра Скрябина // Музыковедение. 2018. №12. – С. 12-25.
  28. Тональный план произведения как стратегический компонент музыкальной драматургии Нового времени // Музыковедение. 2020. №4. – С.2 6-41.
  29. Программность и семантический анализ музыкальных сочинений // Музыковедение. 2021. №1. – С. 8-24.
  30. О принципиальном несходстве семантического восприятия музыки любителями и профессионалами: прогнозы потенциального сближения// Музыковедение. 2021. №11. – С. 34-46.
  31. Полисемантическая природа фабульного мышления Фридерика Шопена // Музыкальное искусство в контексте современной культуры. – Воронеж: Кварта, 2021. – С. 95-116.

Сочинения для хора:

  1. «Литургическая поэма» (в 4-х частях).
  2. «Поэма о прекрасном» (в 4-х частях).
  3. «Partita dolcissima» (в 4-х частях).
  4. «Ave Maria».
  5. «Элегия».