- член Союза композиторов России
Краткая профессиональная биография
В. Э. Девуцкий окончил Воронежское музыкальное училище, историко-теоретико-композиторский факультет и аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных в классе профессора Р. Н. Берберова. В этом же вузе занимался композицией в классе А. И. Хачатуряна. Докторскую диссертацию защитил в 1998 году. Сегодня он – крупный учёный, создатель теории музыкальной фразировки, автор учебника «Стилистический курс гармонии», содержащего новаторскую методико-педагогическую концепцию и востребованного в некоторых музыкальных колледжах и вузах страны. Интенсивно разрабатывает теоретические основы музыкальной драматургии, адресуя свое исследование дирижерам, исполнителям-солистам, музыковедам, пропагандистам музыкального творчества. Своей главной задачей считает создание фундаментальных теорий, объединяющих достижения в различных сферах науки и искусства. Его труды – монографии и статьи - посвящены проблемам не только музыкознания, но и общей физики, механики и акустики.
В. Э. Девуцкий – организатор ряда крупных фестивалей и научных конференций в Воронеже: «К 125-летию С. В. Рахманинова», «К 300-летию создания Российского Флота», «К 100-летию Воронежского музыкального училища имени Ростроповичей», серии Международных форумов «Искусство молодых: на пересечении фольклора и классики», «От Ростроповичей к современности». Он инициировал и подготовил к изданию сборники трудов молодых музыковедов Воронежа: «Музыкальное искусство в контексте современной культуры», «Совершенствование концепции образования молодых музыкантов (в средних специальных учебных заведениях)», входил в редакционную коллегию журнала «Проблемы музыкальной науки», а также научного альманаха «Известия Воронежского Госпедуниверситета /Музыка/», в котором опубликованы концепционные труды ведущих воронежских музыковедов, являлся членом жюри всероссийских, областных и зональных конкурсов.
За время работы в Воронежском музыкальном училище имени Ростроповичей (с 1972) и в Воронежском государственном институте искусств (с 1977) он воспитал не одну сотню музыкантов, некоторые из которых стали лауреатами профессиональных конкурсов, обладателями научных, ученых и почетных званий, солистами концертных и хоровых коллективов. Им создано немало авторских программ по музыкально-теоретическим дисциплинам и трудов в области музыкального анализа, сольфеджио, гармонии, музыкальной семиотики, музыкальной акустики.
В. Э. Девуцкий является автором нескольких хоровых циклов, успешно исполнявшихся в Воронеже и других городах; вошел в число семи победителей городского конкурса на создание гимна Воронежа.
В. Э. Девуцкий активно участвует во всех больших культурных событиях, всесоюзных и международных научных конференциях, в работе выездных пленумов Союза композиторов России и Воронежской композиторской организации, где он является председателем Ревизионной комиссии.
Им написано 8 монографий, около 100 научных и просветительских статей, прочитано более 200 докладов и циклов лекций на международных, всероссийских, региональных конференциях и ФПК (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Курск, Белгород, Липецк, Вологда, Саратов, Астрахань, Тамбов и др.).
Награды
- Благодарности ректората ВГИИ (занесены в личное дело на протяжении 1981 – 2010 годов);
- Благодарность ВГИИ за активное участие в мероприятиях Всероссийской научной конференции X Болховитиновские чтения (приказ от 27.10.2017 № 270-ОД);
- Почетная грамота Городской Думы г. Воронеж (2021).
Сведения о повышении квалификации
- «Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательных организациях высшего и среднего образования», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 13.11.2017;
- «Функционирование электронной информационно-образовательной среды Вуза», 72 ч., ФГБОУ ВО ВГИИ, 30.03.2018–04.05.2018;
- «Актуальные вопросы современного музыкознания» 72 ч, ФГБОУ ВО ВГИИ, 17.05.2018;
- «Системное администрирование» на тему «Организация удаленной работы в не-ИТ сфере», 24ч., ФГБОУ ВО РАНХиГС, 25.11.2020.
Научные и творческие достижения
Список основных трудов
- Особенности фразировки в музыке. – М., 1987.
- Стилистический курс гармонии. – Воронеж, 1994.
- Точное измерение музыкальных интервалов. – Воронеж, 1998.
- К тайнам движения. – Воронеж, 1993.
- О радиальных движениях электронно-протонных ансамблей. – Воронеж, 2004, (совместно с А.С. Потаповым).
- Особенности драматургии в классической и романтической музыке конца XVIII-XIXвеков: Учебное пособие. – Воронеж, 2005.
- Хрестоматия по хоровому (ансамблевому) сольфеджио: учебное пособие длястудентов музыкальных училищ и вузов. – М., 2003 (совместно с О.В. Девуцким).
- Сборник аранжировок избранных прелюдий и фуг И.С. Баха из 1-го тома ХТК. –М., 2008 (совместно с О.В. Девуцким).
- Программы по музыкально-теоретическим дисциплинам («Гармония»,«Современная гармония» для специальности 073002 «Теория музыки» среднегопрофессионального образования). – Воронеж, 2011.
- О синкретических терминах теории ладогармонического языка // Проблемымузыкальной науки, вып. 7. – М., 1989.
- Роль системы контрастов в воплощении драматургического замысла Шестойсимфонии Н.Я. Мясковского // Проявление контраста в музыке. – Воронеж, 1988.
- О драматургической роли фразировки в сонатной форме Бетховена // Чертысонатного формообразования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 36. – М., 1978.
- Точные масштабные отношения в музыкальной форме // Проблемы музыкальнойнауки, вып. 4. – М.: Композитор, 1978.
- О взаимодействии фактурных и фразировочных компонентов вокальногосочинения (на примере песен М.П. Мусоргского) // Музыкальная фактура в аспектестиля и формообразования. – Воронеж, 1992.
- Семантические и художественно-эстетические качества «ошибок гармонии» вклассической музыке // Музыкальное искусство в контексте современной культуры:совершенствование концепции образования молодых музыкантов (в среднихспециальных учебных заведениях). – Воронеж, 2008.
- Акустическая платформа развитой хроматики в итальянском мадригале XVI века //Проблемы музыкальной науки, вып. 7. – Уфа, 2010.
- Музыкальная фразировка: теория и исполнительская практика // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание. – М.: Государственная классическаяакадемия им. Маймонида, 2012.
- Первая симфония Густава Малера: особенности музыкально-драматургическойконцепции // Проблемы музыкальной науки. 2012, № 1 (10). – Уфа, 2012.
- Тайнопись шедевров классической музыки // Искусствознание и гуманитарныенауки современной России. Параллели и взаимодействия. – М.: Государственнаяклассическая академия им. Маймонида, 2012.
- Особенности драматургического решения Первой симфонии Малера //Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. – Астрахань,2012.
- Концепция второй симфонии Густава Малера на пересечении романтических имодернистских тенденций. // Проблемы музыкальной науки. 2013. №2 (13)
- Бесконечность или неопределенность? // Вопросы философии. 2014. №11.
- Особенности драматургии Третьей симфонии Густава Малера. // Проблемымузыкальной науки. 2015. №1 (18). – С. 108-119.
- Вселенская мистерия 1906 года: духовная концепция Восьмой симфонии Густава Малера// Проблемы музыкальной науки. 2016. №2. – С. 97-107.
- Эмоциональная палитра музыки как семантическая система // Проблемы музыкальной науки. 2018. №4. – С. 16-28.
- Многоцветье европейского хроматизма // Музыковедение. 2018. №2. – С. 15-24.
- Кризис и демонтаж тональной концепции в поздних сонатах Александра Скрябина // Музыковедение. 2018. №12. – С. 12-25.
- Тональный план произведения как стратегический компонент музыкальной драматургии Нового времени // Музыковедение. 2020. №4. – С.2 6-41.
- Программность и семантический анализ музыкальных сочинений // Музыковедение. 2021. №1. – С. 8-24.
- О принципиальном несходстве семантического восприятия музыки любителями и профессионалами: прогнозы потенциального сближения// Музыковедение. 2021. №11. – С. 34-46.
- Полисемантическая природа фабульного мышления Фридерика Шопена // Музыкальное искусство в контексте современной культуры. – Воронеж: Кварта, 2021. – С. 95-116.
Сочинения для хора:
- «Литургическая поэма» (в 4-х частях).
- «Поэма о прекрасном» (в 4-х частях).
- «Partita dolcissima» (в 4-х частях).
- «Ave Maria».
- «Элегия».