Воронеж славится выдающимися деятелями искусств и культуры. В их число входят люди, достигшие высоких результатов в различных сферах деятельности. Федоровская Ольга Игоревна – не является исключением. И 10 декабря 2023 года она отпраздновала свой юбилей.
Ольга Игоревна – проректор по учебной и воспитательной работе, профессор, кандидат искусствоведения. Она внесла огромный вклад в развитие нашего института, помогая многим студентам раскрыть свой творческий потенциал и достичь высоких результатов в области культуры и искусства. И конечно же, в связи с таким замечательным событием, мне удалось пообщаться с Ольгой Игоревной. Ведь, насколько известно этот год в России признан «Годом педагога и наставника», и интересно знать, кто стал наставником в своё время для Ольги Игоревны, кто в своё время помог ей раскрыть свой потенциал, благодаря чему теперь она делится всеми своими знаниями, навыками и умениями со студентами.
- Ольга Игоревна, спасибо что согласились встретиться и пообщаться. Прежде хотелось бы узнать, как Вы пришли в музыку?
- Знаете, это очень трудно определить, потому что музыкой я «заболела» в раннем детстве. Я прекрасно понимала, что без музыки я обойтись не смогу. В возрасте 5-ти лет я говорила родителям, что хочу заниматься музыкой. Несмотря на то, что никакого отношения к музыке они не имели (оба инженеры-физики) - самое удивительное, - они пошли мне навстречу. И однажды у нас в доме появилось ФОРТЕПИАНО. Купили его за огромные по тем временам деньги, в кредит. Этот инструмент был для меня чем-то неземным. Доходило до того, что я нюхала эти клавиши, которые пахли деревом и лаком, я гладила их, слушала прекрасные звуки, которые они издавали. И практически сразу родители отдали меня в кружок при Дворце культуры. Но уже через пару месяцев я успешно играла вальс из «Спящей красавицы» Чайковского в четыре руки со своей учительницей. И тогда же, эта самая учительница сказала родителям, что меня надо отдавать в музыкальную школу.
- Почему Вы выбрали именно специализацию музыковед? Вы же хорошо владели фортепиано с детства?
Когда я начала заниматься музыкой, даже не думала, что пойду в эту профессию. Я просто хотела жить в этом, наслаждаться этим. Много сочиняла и пребывала в музыке. Кстати, в одно время я устала от занятий, точнее от упражнений на фортепиано, и топнув ногой, сказала: «Ненавижу музыкалку». И бросила музыкальную школу. Но прожив год без нее, сама пришла и снова записалась в школу, поставив родителей перед фактом.
А затем, когда я продолжила обучение в музыкальной школе, в моенй жизни появилась удивительная молодая женщина, выпускница Саратовской консерватории – Надежда Яковлевна Баранова (Курганова). Она пришла подработать в нашу школу. И когда однажды моя учительница заболела, замещая ее, Надежда Яковлевна начала со мной заниматься. И вдруг я поняла, что можно самые сложнейшие произведения играть очень легко, если просто правильно поставить пальцы. Именно Надежда Яковлевна настояла, чтобы я обязательно поступала в консерваторию. Стоит отметить, что тогда мне было всего 14 лет. Отец требовал, чтобы я закончила 10-летку, а не поступала в музыкальное училище, которое он называл «ПТУ». Я не могла ослушаться отца и продолжала учиться в средней школе, уже закончив музыкальную школу. А Надежда Яковлевна просто так приходила к нам домой и играла со мной с листа в четыре руки симфонии Бетховена, Моцарта, и огромный репертуар литературы классиков и романтиков
По окончании школы у меня был выбор – или филфак, или физмат (мне выдали направления в вуз, позволяющие сдать только один профильный экзамен), а я всё же пошла в музыкальное училище. При поступлении на фортепианное отделение был огромный конкурс – 10-12 человек на место, но и на музыковедение тоже был конкурс. Однако, я очень легко писала любые диктанты, и уже в школе могла решать задачи по гармонии. И поэтому решила поступать на музыковедение. Сдала вступительные очень легко. Музыковедение мне очень нравилось, потому что я продолжала заниматься сочинением музыки, я даже собрала небольшой ансамбль (флейта, виолончель, скрипка, фортепиано) из моих однокурсниц. Мы проходили репетировать и проигрывать мои сочинения к 7-ми утра, когда были свободны классы – это было очень увлекательно для всех)). К счастью, мы до сих пор дружим с участниками этого ансамбля.
Поступление в институт Гнесиных прошло тоже легко и весело, потому что я занималась своим любимым делом. Это самое главное, когда ты горишь этим. Действительно, при поступлении для меня в приоритете была только музыка, ни финансовая составляющая, ни что-то ещё, а только музыка. Поэтому музыковедение пришло само собой. И я рада, что оказалась в таком прекрасном гнесинском студенческом коллективе, познакомилась с большим количеством творческих, интересных людей. Многие мои однокурсники состоялись в профессии. Например, Ольга Анатольевна Скрынникова – замечательный учёный, инициатор большого количества проектов, в том числе «Болховитиновские чтения», а её карьерный рост – она была и проректором, и ректором, заведующей кафедрой. Из моих однокурсников - Белогурова Лариса Михайловна – заведующая кафедрой фольклористики в РАМ им. Гнесиных, Рогова Оксана Борисовна – заведующая учебной частью в Калужском областном колледже им. С.И. Танеева, Машуков Игорь Евгеньевич – замечательный композитор, председатель Союза композиторов Пермского края.
- Ольга Игоревна, Вы назвали столько интересных личностей, но всё же кто для Вас наставник? И почему?
- В моём понимании, наставник – человек, который понимает твои особенности и психологические, и физические, помогае найти свои путь в жизни, искусстве, на работе, т.е. наставник – человек, передающий свой опыт, знания и умения в профессиональной среде. И сказать однозначно кто это конкретно нельзя. Ведь, на жизненном пути встречаются разные люди, и каждый что-то вкладывает в тебя. И всех кого я назвала сегодня – каждый из них – так или иначе повлиял на меня. К примеру, благодаря Вишневской Лилии Алексеевне – моему педагогу по теоретическим дисциплинам в Саратовском музыкальном училище (сейчас она заведующая кафедрой теории и композиции в СГК им. Л.В. Собинова) я поступила в Москву.
Тема наставничества особенно касается людей, которые преподавали у меня в институте. Это руководитель дипломной работы по полифонии – Евдокимова Юлия Константиновна. Она дала мне очень важный совет - не сдаваться в достижении своей научной цели. Если ты начал, значит надо закончить, и никакие помехи или удары судьбы не должны тебя сломать.
А следующим моим наставником стала Масловская Татьяна Юрьевна – кандидат искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных. Она всё время меня вдохновляла на научные творческие свершения. Татьяна Юрьевна всегда умела создать удивительную и вдохновляющую атмосферу, настраивающую на научный поиск: то литературу какую-то новую подскажет, то актуальные вопросы поднимет, и у меня сразу появлялась и получала точное очертание научная идея, и хотелось немедленно писать. А если вставал какой-то достаточно сложный или спорный вопрос, то Татьяна Юрьевна очень точно подсказывала консультантов. Звонила своим знакомым, и они с большим интересом обсуждали со мной тот или иной вопрос. Поэтому для меня наставничество – это глубокое и психологически сложное явление, где должен быть тандем ученика и педагога, их внутренняя сонастройка.
- Что Вам помнится из учебных лет? Сохранились ли истории из студенческой жизни?
- Историй конечно же много, потому что ничего не забывается. Особенно студенческие годы. Было очень много и весёлого, и трагического, и интересного. Помню, как мы с ребятами пытались проникнуть в Концертный зал МГК. Там выступал выдающийся пианист В.С. Горовиц. Естественно, все билеты раскупили. Ребята, которые играли в оркестре, пожалели нас и дали свои футляры от скрипок. Так мы и прошли, притворившись оркестрантами. К слову, о трагических воспоминаниях: наша однокурсница сломала руку, и попала в институт Склифосовского. Мы помогали ей, носили в больницу лекции, навещали, даже устроили в палате новогодний концерт, что очень сплотило наш курс.
- Ольга Игоревна, как Вы считаете, какие качества важны для педагога?
- Это должен быть комплекс качеств. Помимо знаний, профессионализма, любопытства к своему предмету, самое главное – желание передать свои знания студенту. Это должен быть неформальный подход. Можно просто отчитать лекцию, дать требования и уйти. Но на мой взгляд, главное – чтобы твоё слово отозвалось, и студент не только получил частичку твоих знаний и умений, но и захотел учиться дальше.
- Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?
- В силу текущих обстоятельств, когда моя работа сосредоточена на документации, организационных моментах, свободного времени практически нет. Но если есть возможность, я переключаюсь на какие-то другие сферы. Сейчас для меня эта параллельная реальность – театр или концерты. Мне это интересно. Есть возможность увидеть, понять новые смыслы, новых людей. Но даже тут появляются мысли, связанные с работой: а будет ли это интересно моим студентам, или о чём мы можем потом с ними поговорить или что обсудить? Я очень рада, что состою в Союзе театральных деятелей, в секции критиков. Благодаря этому, я участвую в различных мероприятиях, слежу за премьерами театральной жизни.
- Скажите, пожалуйста, какие образы, стили, направления из области академической музыки Вам близки?
- Музыка – яркое воплощение внятного содержания. Здесь важны как и конструкция в целом, так и ее наполнение. Важно профессиональное мастерство композитора и способ воплощения его мысли. Поэтому дело не в стилях, и в не эпохе. Мы знаем огромное количество композиторов, но сохраняются и становятся любимыми те произведения и имена тех композиторов, которые передают не только творческую энергию, завораживающую людей, но талантливо воплощают значимые для человечества высокие смыслы. Также и в современной музыке, если это сотворено талантливо, «высоко», то это будет впечатлять и эмоционально резонировать в любом стилистическом воплощении.
- Ольга Игоревна, последний вопрос. Какое Вы можете дать напутствие будущим музыкантам?
- Самое главное – быть преданным своей профессии. Если ты связал свою жизнь с творчеством, пускай искреннее желание дальше развиваться будет всегда. И то, что ты делаешь, должно быть в приоритете над всеми остальными составляющими. Если ты действительно увлечен, работаешь с увлечением и полным погружением, то не бойся ничего – весь мир будет тебе помогать и направлять!
- Спасибо огромное, Ольга Игоревна за возможность пообщаться с Вами. Ещё раз поздравляю Вас с юбилеем, желаю творческих успехов и удачи!
- Спасибо!
Все характеристики определения «наставничества» как нельзя точно выражают деятельность Ольги Игоревны. Это специалист с большой буквы, опытный педагог. О ней можно сказать, что она золотой души человек, образец трудолюбия, терпения, творчества и оптимизма. Очень здорово, что была возможность пообщаться с Ольгой Игоревной и узнать, кто в своё время стал для неё ключом к миру творчества и вдохновения.
Беседу вела студентка 3 курса Бородецкая Мария.