- Уважаемая Галина Константиновна! В это прекрасное зимнее утро от всей души поздравляю Вас с Юбилеем. Желаю Вам крепкого здоровья на многая и благая лета!
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Я считаю - это здорово: с одной стороны, некая альтернатива восточному календарю, с другой – важное напоминание, ведь порой забывают и сами учителя о том влиянии, которое они оказывают на формирование личностных и профессиональных качеств учеников. Поэтому хотелось бы узнать, был ли в Вашей жизни такой человек, учитель, который повлиял на профессиональное становление и его слова имели для Вас пророческое значение?
- Конечно. Насчет пророческого значения навряд ли. Но всё идёт из детства. Начиная с музыкальной школы, меня окружали замечательные учителя. Моя первая учительница – Галина Васильевна Синюгина. В пятом классе педагога сменили. И вот уже другой учитель направляет меня по музыкальному пути. Далее, конечно, я не могу не вспомнить моих педагогов из нашего института, где я тоже обучалась. Это Игорь Николаевич Пожидаев, Михаил Антонович Зайчиков и, конечно, Георгий Ильич Лапчинский! Они сыграли большую роль в моём профессиональном становлении, так что в этом плане мне очень даже повезло.
- Это в очередной раз подтверждает значение педагога в жизни ученика. Перейдем к следующему вопросу. Вы и сами являетесь учителем, наставником юных пианистов различных отделений нашего института, как сейчас говорят, педагогом «общего фортепиано». Мне кажется, что слово «общее» придаёт предмету легкомысленную нотку: в общем - вроде пианист, а в частности – не очень. Но, мне кажется, Вы своей активной деятельностью в нашем вузе вот уже несколько лет доказываете обратное! Буквально на прошлой неделе прошёл 39-й творческий вечер пианистов Вашего класса. Он имел положительные отклики у слушателей. Как возникла идея превратить простой зачёт в полноценный концерт? Как начиналась «Наша творческая мастерская», ставшая достоянием не только Вас, но и Ваших учеников и института в целом?
- Начиналось всё в 2005 году. Ольга Анатольевна Скрынникова, будучи проректором по научной и творческой работе, сориентировала меня на письмо, пришедшее из академии музыки имени Гнесиных. В нём было приглашение поучаствовать в музыкальном фестивале. Я откликнулась, но призадумалась: «Чем же нам удивить Москву?». В итоге решили создать программу «Музыкальные портреты композиторов Воронежского края». Мы исполнили сочинения Украинского, Волковой, Мозалевского, Ткачевой. Получился творчески - взаимозаменяемый коллектив. Кто-то пел и тут же играл на фортепиано, кто-то играл на скрипке и участвовал в фортепианном ансамбле, кто-то просто солировал. Я с одной студенткой, Лизой Курбатовой, играла фортепианный ансамбль на двух роялях. Мы съездили успешно, но, главное, мы ни капли не волновались: настолько мы подготовили себя. Вот это ощущение того, что можно играть без всяких страхов, мне очень понравилось. Это стало заделом, импульсом: «Не попробовать ли дальше?». А в дальнейшем я замечала, что среди учеников есть такие, которым стоит обязательно попробовать себя в сольном исполнении на большой сцене. И так возникали проекты под разными названиями: «Наш современник и эпоха романтизма», «Дорогие моему сердцу страницы музыкальной классики», «Явное и сокровенное».
Со временем я пришла к названию «Наша творческая мастерская». Оно, как мне кажется, вбирает в себя все те идеи, которые были и будут в дальнейшем, а их у нас всегда много. Несомненно, присутствует и психологическая составляющая, которая нас окрыляет. Идею концертов я могла бы заключить в следующем – в каждом из нас есть природный дар, который можно раскрыть через игру на фортепиано. В классе мы не настолько ярко можем разглядеть те крупицы дарования, которые открываются при публичном выступлении. Такова закономерность. Вот это - те главные результаты, к которым мы стремимся обоюдно, вместе.
- Да, действительно, достойная задача и прекрасная возможность для студентов! Галина Константиновна, Вы обладаете большим стажем, опытом, к тому же Вы очень чуткий и внимательный человек! Для меня, безусловно, честь учится у Вас. Скажите, пробовали ли Вы себя в каких-то других областях помимо преподавательской деятельности?
- Да, например, 30 лет назад, мы организовали с друзьями-товарищами творческое содружество художника, литератора и музыканта. Тогда мы подумали о том, что искусство может влиять на человека, на его самочувствие, конечно, не в плане лечебного эффекта, но в плане создания некоего ощущения гармонии внутри себя.
Живопись, поэзия и проза, музыка - триединство искусств, которое оказывало очень хорошее впечатление на наших слушателей, и мы чувствовали свою востребованность. Мы выступали перед людьми различных возрастов. Вот такой был интерес, такая увлекательная деятельность и абсолютно бесплатная! И может именно оттуда тянется нить «наших творческих мастерских». В жизни все очень взаимосвязано и идет из детства. В начале - семья, которая поддерживает интересы ребенка, потом он выходит в самостоятельную жизнь и сообразно своей профессии реализует всё то, что было заложено в ранние годы.
- То есть Вы с юных лет хотели быть пианисткой?
- Я с большим интересом занималась музыкой. Не припомню, чтобы мама напоминала мне о самостоятельных занятиях. Для меня было большим счастьем поиграть на фортепиано в свободное время, чаще всего это было воскресное утро.
- Это здорово, что Вы с детства нашли то, к чему у Вас лежит душа. Могли бы Вы поделится с нами, что ещё помимо музыки наполняет Вашу жизнь, есть ли у Вас хобби?
- Я ведь сочетаю в своей профессии и научное начало и музыкальное. Как кандидат педагогических наук я не принадлежу к тем ученым, которые после защиты положили на полку свои научные интересы вместе с дипломом. Нет, конечно! Поэтому в этом направлении я продолжаю работать, выступая на конференциях различных уровней. К тому же, наша профессия не ограничивается только рабочими часами.
Когда мы приходим домой, у нас тоже очень много мыслей касательно работы, а также присутствует и самоподготовка, то есть игра на фортепиано. Это вроде и не назовешь хобби, но вместе с тем - это уже мое свободное время. Далее семья, которая требует… нет-нет, она не требует, просто мне самой требуется дарить своей семье радость, внимание, заботу. Ещё я люблю читать. Творческий человек не может жить, не подпитываясь от окружающего мира, так как он, несомненно, тратит все свои духовные силы, и ему обязательно необходимо их восполнять. Так что я нахожу, чем их восполнить.
- Это здорово! Вот Вы говорите, что любите читать. Есть ли у Вас любимая книга, которая повлияла на Вас, перевернув ваше мировоззрение, и которую Вы посоветовали бы почитать студентам нашего вуза?
- Да, конечно. Несомненно, в свое время я и советовала читать студентам, так как хотела поделиться своими впечатлениями от прочитанного. Помню, в свое время произведения Виктора Астафьева, особенно «Царь-рыба», произвели на меня сильное впечатление. Творчество Патрика Зюскинда и Пауло Коэльо тоже любопытно. Конечно, я обращаюсь и к тем произведениям, которые были прочитаны под впечатлением определенного возраста. К примеру, Эрих Мария Ремарк «Три товарища». Впервые я прочитала эту книгу в 15 лет, и спустя годы мне было интересно её перечитать. Мне нравился слог писателя, очень лаконичный, в котором больше действа и диалогов. К этому я в большей степени тяготею, чем к каким-то описательным моментам. Конечно, Федор Михайлович Достоевский, которого я перечитала, пожалуй, полностью. Вот такие у меня интересы. Но и теперь я продолжаю искать что-то новое, несомненно, меня увлекающее.
- Сейчас мы стоим на пороге нового 2024 года. Есть ли у Вас традиция ставить планы или формулировать мечты на грядущий год?
- Нет, такой традиции у меня нет, хотя я не могу сказать, что живу вне каких-то планов. Мне свойственно продумывать, но так, чтобы строить какие-то планы на будущую жизнь – нет. По крайней мере, сейчас таких существенных больших планов у меня не предвидится.
- Вы живете в моменте, настоящим, это здорово!
- Да, конечно, я все больше прихожу к такой философской идее. Раньше была мысль о том, что жизнь еще будет впереди, а сейчас это - некая подготовка, черновик, хотя, благодаря своей организованности, я и черновики писала хорошо, но сейчас я понимаю, что надо больше внимания уделять настоящему…
- Это хорошее напутствие для всех. Могли бы Вы сказать, что Ваша нынешняя работа - эта работа вашей мечты?
- Я не задумывалась об этом. Конечно, я нахожу удовольствие от своей работы. От того количества труда, которое вкладываю в неё и в общение со студентами прежде всего. Эта работа требует умения найти общий язык со многими окружающими меня людьми. С кем-то этот язык находится легко, но кто-то из молодых моих учеников требует более пристального внимания, потому что они не всегда могут найти себя и порой заблуждаются, порой тратят свое драгоценное время молодости на какие-то непонятные мне вещи. Я не имею права влезать в душу и интересоваться, как они прожили тот или иной день. Но в результате нашего общения я не вижу реализации моих ожиданий, соответствующих их возможностям. Они почему-то считают, что можно, так сказать, спустя рукава, к этому относится. Но и как учёный, я задумываюсь об этом, стараюсь найти ответы. Поэтому некоторые мои научные работы посвящены проблеме мотивирования тех студентов, у которых еще не разгорелся огонёк желания раскрыть себя и приложить усилия для достижения результата. Так что работа эта интересная, содержательная, сложная, но я не думаю, что она является единственно возможным вариантом моей жизнедеятельности. Наверно, в каком-то другом виде деятельности я тоже могла бы раскрыть себя не менее содержательно.
- Интересно, а как вам кажется, какая деятельность Вам бы подошла больше?
- Не знаю, вот об этом я не задумывалась. Не ставлю свою работу в сравнении с какой-либо еще. Я думаю, если бы не было тех наставников, которые повстречались мне на моем пути, может быть я выбрала и что-то другое с помощью моих родителей. Но я не жалею о прожитой жизни.
- Это самое главное. Наверное, в любой работе есть свои плюсы и минусы. Спасибо за содержательную беседу, было очень приятно с Вами пообщаться, узнать поподробнее о Вас.
- И я тоже благодарна за интерес ко мне, как преподавателю, личности. Конечно, мне это тоже очень дорого. У нас еще есть жизнь впереди, чтобы достигнуть значительных результатов своего труда. Со многими бывшими учениками я продолжаю поддерживать творческие контакты. Мне очень дорого, что они продолжают интересоваться жизнью института и тем, что происходит в нашем классе. И когда мы случайно встречаемся на концертах или даже в общественном транспорте – это всегда бывают очень приятные встречи.
- Галина Константиновна, благодарю за содержательную беседу! Спасибо за Вашу бесценный труд!
Интервью провела Виктория Рожина, студентка 3 курса отделения музыковедения.
18 декабря 2023 года.