Краткая профессиональная биография
Александр Васильевич родился 19 июля 1953 года в селе Николаевка Вейделевского района Воронежской области. Начальное музыкальное образование получил в школе-интернате музыкального воспитания, продолжил его в музыкально-педагогическом училище г. Воронежа. С этого момента и начался путь вхождения в профессию музыканта. В 1972 году поступил на дирижерско-хоровое отделение в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского (Свердловск). Во время обучения в консерватории будущий композитор руководил студенческими хорами Горного и медицинского институтов. На выпускном экзамене впервые дирижировал своим сочинением «Колыбельная в стиле блюз».
После окончания консерватории в 1977 году служил в армии, где продолжил хормейстерскую деятельность и руководил мужским хором при доме офицеров части. После армии разносторонне одаренный музыкант приобретал опыт художественного руководства детской хоровой студией «Дружба» в Свердловске (1979–85). В 1985 году Александр Васильевич возвратился в Воронеж, где преподавал на кафедре хорового дирижирования Воронежского института искусств русскую хоровую музыку, хоровую аранжировку и дирижирование.
С 1987 по 1989 год Александр Васильевич повышал свой профессиональный уровень в ассистентуре-стажировке ГМПИ им. Гнесиных по специальности «Дирижёр хора». Стажируясь на государственной академической капелле капелле им. Юрлова, он дирижировал двумя концертными программами, которые включали сочинения А. Алябьева, П. Чеснокова, фрагменты из «Литургии» П. Чайковского и «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова. В институте он проводил занятия по дирижированию у студентов заочного отделения, стал факультативно заниматься композицией. В 1990 году А. Мозалевский поступил на отделение композиции в класс профессора В. В. Пьянкова в ГМПИ им. Гнесиных. Учась в столице, Александр Васильевич руководил вокальным ансамблем духовной музыки «Новый ковчег» при ЦДХЖ, который выступал в России и за рубежом (Германия, 1993 г.).
В 1993 году он закончил композиторское отделение, написав «Реквием» на стихи А. Ахматовой для соло меццо сопрано, хора и симфонического оркестра (1-я часть), который прозвучал на выпускном экзамене, где автор выступил и в качестве хормейстера. В 1993 году им были написаны песни к музыкальной сказке «Пико – хрустальное горлышко» с участием Г. Вицина, О. Табакова, Н. Белохвостиковой и других известных актёров. В том же году были сочинены «Литургия» и «Всенощное бдение», которые были изданы в Москве в 1995 году.
В 1997 году А. Мозалевский возвращается в Воронеж, а в 1998 году был принят в состав Союза композиторов РФ. В 1999 году за вокальный «триптих» на стихи А. Платонова Александр Васильевич был награжден дипломом лауреата Премии за лучшее камерное сочинение, связанное с творчеством писателя. С 2000 по 2005 г. руководил вокальной группой воронежского ансамбля пограничных войск «Донская застава». За это время было проведено более 300 концертов перед военнослужащими и гражданским населением. Коллектив исполнял аранжировки и сочинения композитора, становился лауреатом и дипломантом всероссийских фестивалей армейской песни (г. Сочи, 2000 г., г. Москва, 2003 г.).
В 2005 году А. Мозалевский вернулся к преподавательской деятельности на кафедре хорового дирижирования Воронежской государственной академии искусств.
Награды
- Почетная грамота Воронежской областной Думы (2008),
- Медаль II степени «святомученику Уару» от Липецкой епархии,
- Почетная грамота министерства культуры РФ (2010),
- Благодарность Департамента культуры ВО (2021),
- Ветеран труда.
Сведения о повышении квалификации
- КПК «Актуальные вопросы современного хорового исполнительства» 2018
Научные и творческие достижения
К настоящему времени композитором создано свыше 250 произведений. Наиболее значительные из них вокально-симфонические: «Флейта позвоночник», «Облако в штанах», «Прощальный концерт» (стихи Маяковского) «Котлован» по мотивам А. Платонова, «Из воронежских тетрадей» (стихи О. Мандельштама), «Пять симфонических романсов» на стихи русских поэтов; Кантатно-ораториальные сочинения для симфонического оркестра, хора и солистов; «Реквием» на стихи А. Ахматовой (в трех частях), «Песни Кольцова», «О Русь моя» на стихи А. Блока; «Музыка скорби» и «Вальс расставание» для симфонического оркестра.
Большое внимание Александр Васильевич уделяет теме духовного и патриотического воспитания. Его духовные произведения исполняются на концертах и службах в Задонском монастыре, в храмах и концертных залах Липецкой епархии. Два сочинения были отмечены дипломом лауреата первого Международного конкурса христианской музыки (2021). «Славянский гимн» композитора вошел в репертуар ансамбля песни и пляски «Донская застава»; им написан «Марш Дальней авиации». Список значительных сочинений недавно пополнился кантатами «Страсти по Есенину», и «Василий Теркин» на стихи А. Твардовского, которые были исполнены в концертном зале ВГИИ солистами, студенческими хором и симфоническим оркестром института в 2019 и 2021 гг.
В последнее время он активно совмещает педагогическую работу с творческой. Становится лауреатом 5 региональных, 11 всероссийских и международных конкурсов. Воспитывает дипломантов и лауреатов среди студентов. Его сочинения звучат на IX и X съездах союза композиторов (2006, 2010); международных музыкальных фестивалях: «Московская осень» (2006,2007,2018), Платоновский международный фестиваль искусств» Воронеж ( 2013) Гала-концерт победителей Всероссийского фестиваля-конкурса композиторов (лауреат 1-й премии), посвященного 100-летию Т. Н. Хренникова Липецк (2013) Гала-концерт победителей конкурса композиторов «300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры» Санкт-Петербург (2013) Заключительные концерты лауреатов Открытых Всероссийских конкурсов композиторов «Хоровая лаборатория-XXI век» Санкт-Петербург (2012, 2014, 2015), исполнение его хоровой и вокальной музыки в концертных залах Курска (2012), Ельца (2013), Белгорода (2016); а также в Венгрии (Дебрецен, 2006), Италии (Гориция, 2007) США (Калифорния, 2007).
Музыка А. Мозалевского востребована современной аудиторией. Александр Васильевич являлся частым гостем на радиостанциях ВГТРК и «Маяк-24». Одна из основных тем его выступлений – сегодняшнее состояние культуры. Произведения композитора вошли в педагогическую практику ВГИИ, Саратовской и Санкт-Петербургской консерваторий. Они достойно представляют Воронежскую композиторскую организацию на всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.